Андрей Алексеев: Беларусь не готова к Мадонне, Red Hot Chili Peppers и многому другому»

Лето 2013 войдёт в историю страны как первый год без «мёртвого» сезона. На эти три месяца анонсированы большое количество концертов и фестивалей с участием звёзд мировой сцены, в том числе Lana Del Rey, Depeche Mode и фестиваль «Мост» с участием Земфиры и Hurts.

Корреспондент Ultra-Music встретился с директором компании «Корпорация развлечений» Андреем Алексеевым и поговорил о разнице европейских шоу Depeche Mode, производительности труда белорусов и перспективах фестивалей мирового уровня.

«„Корпорация развлечений“ и „Атом Интертеймент“ — сексуальные компании»

— Андрей, давайте начнём с истории «Корпорации развлечений». Как у Вас появилась идея создания компании?

— До «Корпорации развлечений» была компания «Арт Мьюзик Сервис», а до «Арт Мьюзик Сервис» была другая компания. Не было никакой идеи, так получилось. Организация компании была нужна для того, чтобы можно было работать на рынке.

— Как Вы пришли в музыкальный бизнес?

— Я недавно поймал себя на мысли, что, за исключением четырёх-пяти месяцев своей взрослой сознательной жизни, я все деньги зарабатывал музыкальным бизнесом тем или иным способом. Работать и зарабатывать деньги я начал с 15-16 лет на школьных дискотеках.

— И начинали, как все, с мелких концертов.

— Как все, конечно. Я не знаю людей (есть, наверное, уникумы), которые сразу организуют крупные концерты. Начинал я вообще не с концертов. Сначала был ди-джеем, продавал музыку, привозил музыку в клубы, потом начал делать вечеринки, а затем уже концерты.

— «Корпорация развлечений» — достаточно громкое название для музыкального рынка Беларуси. Чем Вы руководствовались при выборе названия?

— У нас был компаньон по старому бизнесу, и он предложил это название. Я не считаю, что оно слишком удачное, потому что довольно длинное. То, что компания известна — это прекрасно. Но могу сказать, что сейчас «Корпорация развлечений» будет представлять немного иную форму бизнеса. Организацией концертов эта компания заниматься не будет.

На данный момент мы открыли другую компанию, которая, я надеюсь, станет серьёзнее, интереснее и известнее на рынке Республики Беларусь. И название этой компании «Атом Интертеймент». Эта компания делает концерты Depeche Mode и Lana Del Rey, The Offspring и фестиваль «Мост». В планах у нас ещё ряд неплохих проектов.

— Можете выделить основные этапы развития компании?

— На протяжении последних двух лет по доле рынка мы были лидерами среди компаний, которые занимаются концертным бизнесом. Я считаю, что «Корпорация развлечений» и «Атом Интертеймент» — сексуальные компании. Основной актив — наша сплочённая команда и компьютерная техника в офисе. В отличие от наших конкурентов, нет никаких активов, которые помогают жить. У нас нет собственной площадки, как у нашего основного конкурента «Дворца Республики». У нас нет сетей рекламных площадей, как у других наших конкурентов. Я думаю, что это хорошо. В принципе, мы конкурируем с компаниями, у которых есть дополнительные возможности.

«Я не могу сказать, что мы сильно интересуемся артистами вроде Патрисии Каас»

— «Корпорация развлечений» охватывает практически все музыкальные вкусы…

— Вы не правы. Я бы сейчас не говорил про «Корпорацию развлечений», потому что на данный момент это в прошлом. На рынке существует распределение компаний. Компании делают разные концерты, и у каждой из них есть своя компетенция и свои сильные стороны. То, чего мы не делаем сознательно и осознанно, делают наши конкуренты. Вопрос в том, каких артистов компания делает. Люди не ходят на концерты сугубо потому, что их делает «Корпорация развлечений». У них либо есть интерес, либо его нет.

Некоторые наши конкуренты специализируются на классической музыке. Я классическую музыку не то что не люблю, я не люблю ей заниматься. Это не моя ниша, и я не хочу в неё лезть. Есть «Дворец Республики», у которого это прекрасно получается. Неплохие успехи есть у компании Allstars, которая организовывает концерты «Океан Ельзи», Патрисии Каас… Я не могу сказать, что мы сильно интересуемся артистами вроде Патрисии Каас.

Если брать «большую четвёрку» компаний, то основная наша компетенция — организация фестивалей под открытым небом. Я считаю, что в этом у нас наработана самая большая компетенция на рынке, и мы планируем её развивать. Мы неплохо специализируемся на современной рок- и альтернативной музыке. Наверное, практически все из последних интересных более-менее крупных привозов в рок-музыке и близкой к ней исходили от нас.

Да, мы привозим иногда и Стаса Михайлова. И, возможно, нам скажут, что это плохо. Но я отвечу, что Стаса Михайлова люблю за то, что у него есть своя конкретно выраженная целевая аудитория — женщины. И он в неё неплохо бьёт. Его концерт делали около трёх организаторов. Мы делали предпоследними. Продать артиста можно по-разному. На него мы продали восемь с половиной тысяч билетов. Я думаю, ни один из организаторов, которые делали концерты до и после нас, такое количество билетов на этого артиста не продадут. Искусство организации концертов заключается не только в том, чтобы получить какого-то кассового артиста, которого без мозга можно продать. Вопрос, сколько продать и как продать.

— Вы говорите об успешности концертов. С чем это связано? С политикой ценообразования?

— Обычно это стечение обстоятельств и плюс политика, да. Правильный подход. Возможно, артист был на пике популярности, и мы попали в волну.

— Получается, доля удачи должна присутствовать?

— В одной ситуации разным людям с разными возможностями, разной степенью удачи один и тот же концерт может принести совершенно разные результаты. Не всегда бывает, что компания, взяв сверхуспешного артиста, может удачно провести концерт. Существует много факторов, которые могут на это повлиять.

— В 2009 году Вы говорили, что Беларусь еще не готова для Depeche Mode. В этом году они приезжают. К чему Беларусь не готова сейчас?

— Она не готова к Мадонне, она не готова к Red Hot Chili Peppers… Она ещё ко многому не готова. Но страна очень динамично развивается и всё еще впереди. Прошло 5-6 лет, в течение которых рынок по привозу иностранных артистов начал развиваться. Я считаю, что мы достигли довольно неплохих успехов. Разных артистов стало приезжать больше. Я смотрю афиши, довольно много мелких артистов приезжают. Положительная динамика есть.

Вопрос в том, что некоторых артистов невозможно привезти. Мне кажется, это связано с информационными полями. У нас есть какой-то определённый музыкальный вакуум на рынке радиостанций и телевизионных музыкальных каналов. Мне очень интересно, чем закончится история с Ланой Дел Рей. У меня её пластинка была два года назад, у нас в стране два года назад её никто не знал. Меня уговорили работники нашей компании её привезти, у нас появилась возможность, и мы решили попробовать. Это один из первых экспериментов со звездой, которая только-только появилась.

«Я надеюсь, что производительность труда белоруса в ближайшие 4–5 лет изменится»

— На некоторых сайтах появились материалы о ценах на билеты в фан-зону в Европе и в Минске. «В Варшаве 76 долларов, в Праге 77»…

— Это организации, существующие на деньги, которые они получают из Европы, от каких-то хозяев. У меня такое ощущение, что они получили задание сорвать концерт Depeche Mode в Беларуси и показать, как в Евросоюзе хорошо и дешево, даже не вникая в масштабы площадок. Им просто поступила задача от Евросоюза привлечь белорусских граждан с деньгами на концерты туда (в Европе сейчас кризис). Но, судя по всему, их пиар-акция провалилась, билеты на минский концерт продаются хорошо.

Бизнес «Хартии’97» я вижу в покупке и продаже политической информации так, как им выгодно. Они, в отличие от меня (я резидент Республики Беларусь и живу в этой стране), почему-то размещают свой сайт за пределами Беларуси. Так же я считаю, что «Хартия’97» «помогла» спровоцировать кризис 2011 года. Я считаю, что они в этом виноваты.

Это политика, я в неё сильно лезть не хочу, но я бы с этими товарищами действовал ещё более жёстко. Я занимаюсь своим бизнесом и пытаюсь людей внутри страны обеспечить тем, что другие люди в европейских странах получают у себя дома. Я стараюсь делать какое-то добро своей стране и каким-то образом её развивать. А когда люди, своё заработав, сами тонут и ещё десять миллионов людей заставляют нищать — это несправедливо. Почему эти люди живут в этой стране? Им здесь не нравится жить — они могут уехать. Это выбор любого свободного человека.

Знаете, есть дети, которые рождаются в богатых семьях, а есть дети, рождённые в бедных семьях. У кого-то есть возможность получить образование в Гарварде, а кто-то выходит во взрослую жизнь с образованием в три класса. Вопрос не в том, какое у тебя образование, а в том, что ты хочешь и что ты можешь дать миру, чтобы он в дальнейшем каким-то образом тебе отплатил. История по всему миру говорит о том, что люди с разным образованием и разными желаниями, зачастую вообще без образования, достигали больших успехов в жизни. Михайло Ломоносов стал академиком вопреки всему.

Если бы я говорил: мне здесь мешает вот эта компания — «Дворец Республики», например. Она же государственная и может повлиять на законотворчество в бизнесе. Пожалуйста, уберите «Дворец Республики» — это было бы смешно! Поражение — это всегда счастье. Невозможно всегда побеждать. Это как в бизнесе, как в жизни, в каких-то отношениях между людьми. Нужно делать выводы. Есть хорошие игроки, а есть хреновые. Если ты хреновый игрок, то когда ты встречаешься с сильным противником, твоё дело учиться и становиться сильнее.

То же самое с билетами на Depeche Mode. Сколько стран в Евросоюзе? Около тридцати. Беларусь вошла в 17 стран, которые получили Depeche Mode в первой части европейского тура. Знаменательное событие, что у нас последний концерт, мы завершаем тур. Где-то это хорошо, где-то это плохо для организаторов.

Мы очень внимательно изучали ситуацию в европейских странах. Там делают концерт на площадках от 20 до 65 тысяч человек. В «Минск-Арену» вмещается 15 тысяч. Не могут быть одинаковыми цены там, где 65, и там, где 15. Во-первых, это бизнес. Во–вторых, у артиста есть определённые ожидания по гонорару. Возможно, цена была бы ниже, но никто на рынке не захотел с нами участвовать в соревновании по опен-эйру. Первоначально была идея сделать опен-эйр. Мы были готовы, но группа не получила никаких альтернативных предложений. В «Минск-Арене» будет одно из самых нормальных шоу. За 65 евро вы будете артиста видеть близко, а не из фан-зоны, которая занимает половину футбольного поля.

Я могу сказать, что меня очень радует реклама вильнюсского концерта. В ней говорится: «Depeche Mode в Вильнюсе. Настоящее европейское шоу с настоящим европейским звуком»… Литва — хорошая европейская страна. Насколько я знаю историю, Вильна когда-то принадлежала Беларуси. В Вильнюсе живёт 250–300 тысяч человек. Мы живём в городе с двухмиллионным населением. Мне кажется, что в двухмиллионном городе возможностей больше, чем в городе с 250–300 тысячами населения. В маленьком городе, конечно, есть и свои плюсы. Но я не понимаю, почему белорусы, живя в красивой стране, в которой намного больше возможностей (возможно, немного меньше развлечений, и они чуть отличаются от вильнюсских), постоянно смотрят в сторону Литвы. Я согласен, что у них больший выбор вещей, миниевропейский шарм, но падание на колени перед Европой неправильно. Я согласен, что у них многие вещи сделаны намного более правильно и лучше, но давайте не забывать о том, что у каждого свой путь. Мы молодая страна и куда-нибудь мы придём. С ошибками, может быть, с какими-то своими неправильными вещами.

Со временем станем процветающей и богатой страной, но это зависит от каждого из нас.

Европейское шоу в Вильнюсе никаким образом от европейцев из Прибалтики не зависит. Всеми техническими, логистическими и остальными вопросами занимается группа Depeche Mode. И она никаким образом ни в Литве, ни в Беларуси, ни в Великобритании, ни в Италии не подпустит местного организатора к организации звука, света и так далее. Они сами разрабатывают концепцию, нанимают подрядчиков и везут по всему туру.

По сравнению с Литвой, у нас меньшая площадка. И мы не имеем никакого отношения к продакшну Depeche Mode. Они привозят всё с собой, везут даже дополнительные LED-экраны. Я даже не знаю, для чего они нужны в «Минск-Арене». В Вильнюсе площадка на 25 тысяч, у нас будет максимум 13 тысяч человек. И из них 10 тысяч — сидячие места, в отличие от европейского концерта в Литве.

— Вы говорите, что в Вильнюсе площадка на 25 тысяч, а население в 4 раза меньше, чем в Минске. У нас 13 тысяч при двухмиллионнике…

— Судя по тому, как они активно рекламируются на территории Беларуси, планируется определённое число людей прицепить из Беларуси. Раньше, когда Беларусь не могла конкурировать с Прибалтикой за Depeche Mode, очень большое количество людей, и я в том числе, ездили туда. Они всё-таки более западные, чем белорусы. Я белорусов воспринимаю больше как славян. Если взять долю иностранной и российской музыки, которую слушают в стране, я думаю, российская музыка победит любого иностранного исполнителя (исключая культовые группы). Плюс на данный момент такого уровня концерты уже более доступны для широкой массы, но реально для масс-маркета мы не готовы.

Я надеюсь, что производительность труда белоруса в ближайшие 4–5 лет изменится. Белорусы смогут больше производить, больше продавать и у них повысятся заработки. Цифры не будут взятыми из головы правительства, а будут связаны с успехами в труде. По своему бизнесу я ездил в Швецию и разговаривал с людьми, которые работают на шведском рынке. Когда я показывал производительность труда у себя в компании на одного человека, мне говорили, что показатели высокие. А поговорив со шведами, я понял, что у нас производительность труда по нашему бизнесу в 3–4 раза ниже, чем в средней шведской компании с таким же количеством персонала. Исходя из тех зарплат, которые получает персонал в Швеции, я получил ответ на этот вопрос, почему у нас такие низкие зарплаты. Мало производим.

Больше производим — больше зарабатываем. Другого пути развития экономики и общества нет. Понятно, что они там 300 лет над этим работают и у них совершенно другие проблемы, нежели у нас. У нас довольно умная и развитая нация, вопрос в том, чтобы люди не ленились и не думали о том, что могут что-то получить от государства нахаляву. Чем меньше будет халявы со стороны государства для простых людей, и пока они не поймут, что для того, чтобы хорошо жить, надо работать не больше, а эффективнее, ничего не изменится. Надо поменять голову. К сожалению, ещё не произошла полная смена поколений и половина людей (кто-то большую часть прожил в Советском союзе, кто-то молодость, как я) сейчас в переходной стадии. И большинство привыкли к тому, что государство сильно заботится о гражданах.

Чрезмерная забота государства о людях ведёт к тому, что люди начинают тупеть и думать: зачем париться, нам и так дадут какую-то часть. А если не дадут, мы выйдем на улицу и начнём кричать, что нельзя повышать цены на бензин. Это нонсенс, что бензин у нас должен стоить дешевле, чем в России. Мы что, Арабские Эмираты? Если ты смог позволить себе автомобиль, плати за бензин столько, сколько он стоит. Не можешь платить — езди на велосипеде или общественном транспорте. Я бы на месте этих людей посмотрел с другой стороны. Те деньги, которые дотирует государство каждому владельцу автомобиля, оно могло бы потратить на систему здравоохранения, на пенсионеров и на то, что может принести реальную пользу.

«Джека Уайта мы не привозили»

— Вы несколько лет проводите крупные фестивали электронной музыки. Выгодно ли государству с финансовой точки зрения наличие подобных фестивалей на территории страны? Оправдывают ли они себя налогами?

— Я не знаю, как оправдывают себя налогами. Мы налоги платим, и после Global Gathering государство получает нормальные отчисления в казну. Плюс на этом мероприятии работает около 1000 человек из МВД, МЧС, скорой помощи, за услуги которых мы тоже платим, и страна получает дополнительные деньги. Сегодня в Беларуси объем фестивалей маленький. В рамках ВВП и налоговых отчислений предприятий это фактически капля в море.

Я считаю, что надо делать фестиваль, чтобы молодёжь к нам приезжала. Молодые люди любят путешествовать, им интересно посмотреть на артиста и на страну, в которой они ещё не были. И проведение больших фестивалей генерирует деньги не только от выручки за билеты, но и в сфере обслуживания. Конечно, за один год невозможно это сделать, должно пройти несколько лет. Чтобы люди приезжали, смотрели, тратили деньги и сами делали вывод, можно сюда ехать или нельзя. А не велись на поводу у СМИ. Мне кажется, поездка в нашу страну безопаснее, чем поездка в Украину или Россию. Там быстрее смогут обокрасть, убить и тому подобное.

— На сайте вашей компании написано, что вы также занимаетесь организацией праздников и корпоративов.

— Да, правда, в ограниченных количествах…

— Несколько лет назад ходил слух, что в Минске видели Джека Уайта. Кого из известных исполнителей у вас получилось привезти для закрытых концертов?

— Джека Уайта мы не привозили. Самый масштабный корпоратив был с одним из самых больших бюджетов, которые когда-либо были в Республике Беларусь. Это был White Concert — подарок нашей стране на День города. Мы участвовали как местные координаторы. Был самый крупный концерт, который когда-либо проводился на рынке частных мероприятий. Это было выступление Лондонского филармонического оркестра. Сейчас у нас есть один заказчик, который интересуется, но это коммерческая тайна. Зачем нам рассказывать конкурентам, что мы делаем?

— С чем вам интереснее работать — с электронной музыкой или рок-музыкой? И что вы сами слушаете?

— Я слушаю разную музыку. Сейчас мне очень нравятся The xx, Джесси Вейр, Imany, Band of Skulls, Passenger, DJ Solomon… В общем, я слушаю и рок, и электронную музыку. В детстве моей любимой группой была группа Depeche Mode. Не думал, что через 20 лет я пожму руку Дэйву Гаану, Мартину Гору и Энди Флетчеру. У меня это уже произошло. Наша основная задача — дать людям разнообразие. Если билеты не будут продаваться — значит это здесь никому не надо.

Как вам новость?