«За трансфер Сивакова получил 400 тысяч»

16.04.2013 11:53
Спорт Редакция

Путевка в жизнь. Первый тренер Михаила Сивакова и Егора Филипенко

СДЮШОР «Смена», ныне «Минск», славна хорошей подготовкой футболистов. Из ее стен вышло немало известных игроков. Некогда одним из самых перспективных наборов считался тот, который составили ребята 1988 года рождения. Команду тренировал Леонид Иванович Данейко. В беседе с корреспондентом Goals.by специалист рассказал много интересного про Егора Филипенко и Михаила Сивакова, вспомнил, как игроки всей командой стриглись наголо, а также заверил, что лет через восемь мы увидим второго Филипенко.

— Считается, что ваши самые успешные воспитанники — Егор Филипенко и Михаил Сиваков. Согласны с этим утверждением?

— Я бы так не сказал. Самые успешные, наверное, все-таки Андрей Лобанов, Андрей Шило, Виталий Рогожкин — ребята 1976 года рождения. Они тоже поиграли на хорошем уровне. А Филипенко и Сиваков — представители уже второй волны успешности.

— Кто еще заиграл из вашего выпуска 1988 года?

— Паша Нехайчик начинал у меня. Егор Семенов сейчас выступает в «Городее». Миша Колядко играет за брестское «Динамо». В «Смолевичах-СТИ» Дима Жданок.

— В СДЮШОР тех же Филипенко и Сивакова привели родители, либо вы их нашли самостоятельно?

— Филипенко короткое время пребывал под началом некоторых тренеров, а только потом попал ко мне. А Сивакова рекомендовал один мой коллега. Мы созвонились, и я вытащил Мишу к себе.

— Сейчас такая форма набора, как поход по школам, еще популярна?

«Мы теперь ходим даже не по школам, а по детским садам. Как Деды Морозы с мешками :)»

— Я так и набираю. У меня сейчас занимаются ребята 2002 года рождения. Мы теперь ходим даже не по школам, а по детским садам. Как Деды Морозы с мешками :). Просматриваем ребят в садах или, в крайнем случае, вешаем объявление, что проводится набор в секцию.

— Первоначально берете всех желающих?

— Поначалу да. А потом, через определенный промежуток времени, идет отбор — остаются сильнейшие.

— Вы сами стали заниматься футболом после вот такого набора?

— Нет. Меня в футбол привел крестный отец — дядя Слава. Он узнал о наборе в группу подготовки минского «Динамо» и вместе со своим сыном привел меня туда, где я и остался.

— Расскажите о своей карьере. Говорят, до дубля минского «Динамо», что в те времена  было очень круто, доигрались.

— Я десять лет занимался в группе подготовки минского «Динамо», а за дубль провел считанное количество игр, да и то товарищеских. Потом заболел, и с большим футболом пришлось закончить.

А чем заболели?

— Застудил легкие, в них образовались дырки. Было подозрение на туберкулез. Отлежал шесть месяцев в больнице, в итоге никакого туберкулеза обнаружено не было. Легкие сами залатали эти дырки — и все.

— Почему стали детским тренером?

— Наверное, потому что еще не наигрался в футбол. Когда сам играл, не добился желаемых высот. И сейчас через детей приходится доказывать, что я чего-то стою в белорусском футболе.

— Раньше это было более прибыльное занятие, чем сейчас?

— Раньше мы получали лишь по 20 долларов в месяц. Это было очень неприбыльно. Мы все мечтали, что подготовим пару-тройку ребят, продадим их, получим какие-то деньги, и за счет этого можно будет жить. Но оказалось, что и продажа ребят в профессиональную команду — совсем неприбыльное дело.

— Какая сейчас зарплата у детского тренера?

«У меня высшая категория, плюс начисляются деньги за воспитанников, которые сейчас играют. Получается около пяти миллионов»

— У меня высшая категория, плюс начисляются деньги за воспитанников, которые сейчас играют. Получается около пяти миллионов.

— Параллельно нигде не работаете?

— Нет. Занимаюсь только тренерской деятельностью.

— Вам не обидно, что людям, которые воспитывают игроков, платят не очень много?

— Конечно, обидно. Если сравнивать нашу заработную плату с зарубежными коллегами, то мы находимся на самом низком уровне. Обидно, что даже ребята получают во много раз больше, чем детский тренер. А я больше ничего не умею. Могу только копать или не копать :).

— Ваш набор 1988 года рождения был достаточно перспективным. Почему в итоге на уровне высшей лиги заиграли только трое: Филипенко, Колядко и Сиваков?

— Мы живем не в Бразилии. Если бы начинали играть все, можно было бы закрывать заводы и воспитывать только футболистов. Играть начинают только те, у кого действительно есть талант и огромное желание к труду. Из набора-1988 у меня был еще такой Мытник, который ушел в РУОР. Сейчас играет за «Березу-2010». Кто-то поленился, многие ушли в учебу. Все-таки футбол считается неприбыльным и травмоопасным видом спорта. Поэтому многие ребята поступили в институты. Пошли по стопам родителей. Быть может, начали искать в жизни свою непроторенную дорогу. Но все они хорошие парни. Я ими доволен.

— Сиваков и Филипенко заканчивали школу в структуре БАТЭ. Как так получилось?

— Элементарно. У БАТЭ раньше как таковой школы не было. Они начали открывать свою СДЮШОР на базе 1988 года. Собирали со всей республики ребят. И, естественно, многие перспективные попали в БАТЭ-РМ.

— Вам было не обидно их отпускать?

— Это наша жизнь. Они как сыновья в семье: рано или поздно уходят. Ты знаешь, что работаешь с ними определенный срок, а потом они все равно уйдут. Моя задача — подготовить ребят в команды, чтобы они играли, а не держать их при себе.

— Был еще один талантливый воспитанник — Дмитрий Жданок, который чуть ли не в 16 лет дебютировал в «вышке» за «Звезду». Что не получилось у него?

— Каждому игроку нужен свой тренер. Дима поспешил, попал в «Звезду». Потом встретился плохой агент, который устраивал его не в те команды не к тем тренерам. Но сейчас Дима на пути к возрождению. Вместе со «Смолевичами-СТИ» он должен выйти в высшую лигу, и у него все будет хорошо. Дима нашел своего тренера.

— Еще один ваш воспитанник Егор Семенов через сито любительских турниров добрался сначала до второй, а потом и до первой лиги. Что скажете о нем?

«Егор Семенов был самым талантливым и перспективным из моих ребят 1988 года»

— Егор был самым талантливым и перспективным из моих ребят 1988 года. Но когда играл во второй лиге за «Смену», у него обнаружили проблемы с сердцем. Егор долго лечился, восстанавливался и сейчас пытается опять вернуться в футбол.

— В детстве ребята пробуют себя чуть ли ни на всех позициях. Сиваков и Филипенко — не исключение?

— Сиваков точно не исключение. У Миши была огромная работоспособность, и я видел в нем правого полузащитника. Но он сам поставил перед собой задачу играть в центре, и сейчас у него это немножко не получается. А Егор Филипенко — прирожденный центральный защитник. С головой, самоотверженный. Он начинал центральным защитником и играет на этой позиции до сих пор.

— Но ведь часто говорят, что в юношеском возрасте лучше не ставить парня в защиту, чтобы не отбить интерес к футболу.

— Бывали такие матчи, когда у меня и вратари играли в нападении, а защитники и полузащитники стояли в воротах. Ребятам было интересно попробовать себя на новой позиции. Но в будущем я видел парней именно на этих местах, поэтому сильно не экспериментировал.

— Детским тренерам положена премия за переходы подопечных в различные клубы. Получали ли поощрительные за переходы Филипенко в «Спартак» и Сивакова в «Кальяри»?

— Минимальные. Ведь эта премия уходит на весь клуб. БОльшая часть идет в налог государству, а остальная делится между всеми сотрудниками комплекса: медицинскими работниками, уборщицами, тренерами…

— И сколько вам досталось?

— Самые большие премиальные я получил за Диму Жданка — полтора миллиона. Это было давно. Зато последующие два месяца вообще не получал зарплату, потому что у меня высчитали налоги! За трансфер Миши Сивакова получил, по-моему, 400 тысяч. А за Филипенко не получил ни копейки, потому что когда БАТЭ заключал с ним контракт, я уже не работал в «Смене».

— Вы отмечали, что в детстве Филипенко был скромнее, чем сейчас.

«Филипенко стал намного образованнее, интеллигентнее, раскрепощеннее. В детстве парни закрепощены. Имеют небольшой словарный запас. А сейчас он легко общается с журналистами»

Егор стал намного образованнее, интеллигентнее, раскрепощеннее. В детстве парни закрепощены. Имеют небольшой словарный запас. А сейчас он легко общается с журналистами. Не «экает», а нормально разговаривает. Это многим нравится, в том числе и тренеру.

— Сиваков тоже был скромным?

Все они дети. И все они балуются. Спуску не давали. Я всегда был начеку, потому что ребята могли утворить все, что угодно. Сложно сейчас вспомнить какую-то отдельную историю. Сразу приходит в голову обидное поражение на турнире в Севастополе. После игры вся команда в раздевалке плакала. Ты видел сопереживание детей. И приходилось после проигранного матча не кричать на них, а просто успокаивать и подбадривать. Работать с ними было не только сложно, но и приятно.

— Михаил Сиваков и Егор Филипенко ныне считаются модниками. Как вы относитесь к этому? Замечали ли какие-то подобные проявления по детству?

Я родился в Советском Союзе в середине прошлого века. Поэтому для меня вся эта мода (пробитие ушей, новые модные прически) как-то не смотрится. Был, кстати, один веселый момент. Я как-то в шутку сказал парням, что игроки сборной Румынии покрасились в желтый цвет на чемпионате мира, а вам, мол, слабо что-то подобное сделать? Постричься налысо, например? На следующий день звонок: «Леонид Иванович, что вы делаете? Я десять долларов отдала на мелирование, а он сегодня приказал постричь его налысо». И вся команда постриглась наголо.

— Как оцените спартаковский период карьеры Филипенко?

Тяжело комментировать. Этот вопрос лучше задать Егору. Все-таки это был большой шаг вперед. Но он не дотерпел. Егор должен был сжать зубы и доказывать новому руководству «Спартака», что он достоин играть в этой команде. Но чего-то не хватило. Вероятно, характера. Но впереди был молодежный чемпионат Европы, Олимпийские игры, и, естественно, Егору хотелось играть. Думаю, этот отрезок пошел Филипенко на пользу, но он мог играть на том уровне. Видно, было огромное желание попасть в молодежную сборную.

— Тот же вопрос о Сивакове и «Кальяри».

«Сиваков и Филипенко хотели играть за молодежную сборную и поехать на чемпионат мира в Данию. Поэтому пожертвовали личной перспективой роста на Западе и в России»

Опять же сложно что-то говорить, ведь я не был с ним рядом. Не знаю, как он тренировался, что там за команда, какие отношения были внутри нее. Но опять же, они оба хотели играть за молодежную сборную и поехать на чемпионат мира в Данию. Поэтому пожертвовали личной перспективой роста на Западе и в России.

— Когда только набирали этот год, думали, что, к примеру, Сиваков будет играть в Серии А?

Если бы я на это не надеялся, то вообще бы не работал :). Лучше идти дворником спокойно подметать листву или убирать снег и ни о чем не думать.

— Вы, говорят, проверяли дневники. Какой в этом смысл?

Это не мое ноу-хау. Я и сейчас проверяю дневники у 2002-го года. Это дисциплинирует ребят. Ну, и дураки не играют в футбол. На Западе учебе уделяется очень большое внимание. Нужно хорошо учиться, успевать и там, и там. Если это будет получаться, то из парня сможет выйти толковый футболист. А если нет интеллекта и мозгов, то человек не заиграет и просто пропадет.

— Как наказываете подопечных за неудовлетворительные оценки?

Есть большая связь между ребенком, тренером и родителями. Если родитель наказывает за двойки и не пускает на тренировки, это может сказаться на отношениях в семье. А когда наказываю я, отстраняя парня от тренировки и заставляя исправить оценки, — это совершенно другое. Человек понимает, что от него хотят чего-то добиться, и сам проявляет инициативу в исправлении этой двойки. Но ученик без двойки — как солдат без ружья. Получить двойку несложно, а вот исправить тяжело.

— А есть ли поощрения за хорошую учебу?

Если бы у меня была большая зарплата, может, я бы и поощрял :). У меня есть такой лозунг: страна должна знать своих героев. То есть перед тренировкой после проверки дневников указывал на недостатки одних и хвалил других. И парни друг за другом тянулись. У нас был очень хороший коллектив 1988 года.

— Как учились те же Филипенко и Сиваков?

Очень хорошо. Пусть были не отличниками, но схватывали все на лету.

— Бывало, что родители запрещали им посещать тренировки?

Насколько я помню, такого не было. Из-за болезней пропускали, а из-за наказаний нет. У нас был хороший родительский коллектив. Сейчас ведь век цивилизации, и мы постоянно обзванивали друг друга. Если кто-то пропускает энное количество тренировок, сразу идет звонок. Или родители предупреждали, что ребята болеют. А чтобы не пускать из-за двоек — такого не было.

— Действительно ли сейчас соблазнов у детей стало больше и это мешает им?

«Сами по себе дети стали намного слабее. Если раньше они постоянно двигались во дворах, то сейчас в основном проводят свободное время дома за компьютерами или перед телевизором»

Сами по себе дети стали намного слабее. Если раньше они постоянно двигались во дворах, то сейчас в основном проводят свободное время дома за компьютерами или перед телевизором. Нынче найти талантливого мальчика гораздо сложнее, нежели раньше. Если тогда после объявлений о наборе в секцию приходило около 60 человек из одной школы, то когда я набирал 1996-й год, из трех школ пришли пять человек. Причем два толстеньких, один в очках, и один с папой. Стало сложнее.

— Чем генерация Филипенко и Сивакова отлична от настоящей?

Они были действительно физически крепче. Но и мы набираем не просто желающих. Тут большого ума не надо, чтобы заметить определенные способности у мальчика. И сразу было видно, что у Егора и Миши была способность играть в футбол. Они игровики по натуре, по характеру. Не слюнтяи, а бойцы, и готовы были это доказывать. Могли достаточно неплохо играть во все виды спорта: баскетбол, волейбол и т.д.

— А что с нынешним поколением?

Набирал 2007-й год. Когда работали с мячами, один парень еще пытался что-то делать. А когда я сказал, что сейчас начинаем играть в футбол, мальчик подошел ко мне и говорит: «А что это такое? ». Вот и ответ. Я объясняю родителям, что если у девочек любимая игрушка — это кукла, то у мальчика должен быть мяч. Но таких ребят становится все меньше и меньше.

— Почему когда-то ушли из «Смены»?

Не хочу отвечать на этот вопрос. Там был небольшой конфликт, не более того. Но это уже не для прессы.

— Где работали потом?

В футбольном клубе «Орбита» и три года в «Партизане». Но «Партизан» развалился, а в «Смене» освободилось место, и меня пригласили обратно со своими ребятами 2002 года.

— У «Смены» отличная инфраструктура. Как обстояли с этим дела на ваших прежних местах  работы?

Да, у «Смены» немало полей. Но многие думают, что мы здесь «жируем». Это не так. Ждем открытия комплекса на Маяковского. Там будет два искусственных поля и свой стадион. Может, это немного поможет. А тем более с такой погодой… Манеж закрыт. Почему-то его строили не для того, чтобы дети играли в футбол, а для проведения выставок. Все специалисты Республики Беларусь в шоке.

«Думаю, нет такого тренера, который сказал бы, что его все устраивает, и он полностью обеспечен»

Что касается инфраструктуры «Партизана», то всюду проблемы. Думаю, нет такого тренера, который сказал бы, что его все устраивает, и он полностью обеспечен.  Да, у меня после «Партизана» осталась база. У нас с ДЮКом договор. И мы тренируемся в Серебрянке. Это нас устраивает.

— Часто ли сейчас видитесь или созваниваетесь с воспитанниками?

Хотелось бы почаще. Но у меня не хватает времени, и у ребят тоже. Они то на сборах, то где-то готовятся…

— Может, вам делали какие-нибудь подарки?

Да, большое им спасибо. Когда я работал в «Партизане», они под Новый год сделали хороший подарок — привезли десять мячей и меня поздравили с праздником.

— Вспомните свои эмоции, когда Егор Филипенко забил победный мяч в бронзовом матче за «молодежку» на Евро?

Мне после забитого мяча позвонило человек шесть, причем два из Украины и два из России. Поздравляли с тем, что мне присвоят звание заслуженного тренера. Но хорошо, что мне хоть присвоили высшую категорию :). А эмоции захлестывали. Смотрел этот матч дома в кругу своих друзей. Ту радость просто не передать словами. Тем более то была сильная реабилитация за те ляпы, которые Егор допустил. Получается, этим голом он и вывел команду на Олимпийские игры.

— Франк Иосифович Шутович перед Новым годом собирает своих воспитанников и проводит турнир. Есть ли у вас что-то подобное?

— К сожалению, нет. У нас была традиция с 1976-м годом ежегодно собираться. Они были чемпионами страны по «Хрустальному мячу». Но со временем приходило все меньше и меньше людей. И на этом закончили. С 1988-м годом это не сложилось у нас. В этом плане Шутовичу больше повезло.

— Сейчас из ваших парней 2002-го года уже просматриваются звездочки?

— Конечно. У меня уже есть второй Филипенко. Я звонил Егору и говорил: «Берегись! Через лет восемь будет наступать тебе на пятки!»  Есть и другие перспективные ребята.

Как вам новость?
Головоломки