Касецкий считает решение сохранить хоккейный клуб «Могилев» в экстралиге ошибочным

12.08.2013 10:10
Спорт Редакция

Тратить на профессиональную команду миллиарды рублей, безграмотно ею управляя и собирая на трибунах в лучшем случае пару тысяч зрителей. Казимир Касецкий называет это блажью и считает, что клубы, не способные к существованию, лучше закрывать, а сэкономленные деньги пускать на что-нибудь другое, но тоже в сфере спорта.

Многие спортивные клубы в Беларуси еле-еле сводят концы с концами. Ну, как еле-еле. Футболисты-хоккеисты получают приличные зарплаты (не чета средней по стране). Иногда с опозданиями, иногда через суд, но в принципе получают. А клубы еле-еле сводят концы с концами. Доят местные бюджеты, обивают пороги предприятий, у которых, возможно, есть «лишние деньжата». Выживают. Иногда клубы настолько плохи, что готовы умереть, уйти в мир иной. Знаете что? Не стоит им мешать. А лучше даже подтолкнуть. Похоронить и забыть.

Слушать перед началом каждого сезона рассказы о том, как «голодают» хоккеисты в Могилеве, осточертело. Ну не нужен Могилеву профессиональный клуб. Нет на него денег в области. Традиции есть, неплохие болельщики тоже, а денег нет. Жизнь жестока. Традиции надо чтить, а болельщикам надо смириться. Или им действительно интересно наблюдать за тем, как команда натужно борется за предпоследнее место?

К сожалению, хоккейному «Могилеву» умереть не дали. И этот уже было состоявшийся мертвец, вдруг оживленный губернатором, о себе в ходе чемпионата наверняка не раз напомнит. Отнюдь не громкими победами.

Чего ради могилевские чиновники сделали с клубом то, что сделал доктор Франкенштейн со своим монстром? В существовании «Могилева» появился смысл? Озвучена какая-то высшая цель, идея, которую команда будет стремиться воплотить в жизнь? Или деньги отыскались для того, чтобы подписать условного Матерухина?

Предположим, что все гораздо прозаичнее. У чиновников просто не хватило духу похоронить профессиональный клуб. Тем более хоккейный. Тем более в регионе, в котором родился главный идеолог развития игры с шайбой и клюшкой в нашей стране. Неудобно. Могут не понять. Проще найти лишний миллиард-другой на «оживление». Увы, страх — сомнительный мотив. Он больше годится для выживания, чем для прогресса.

Такая ситуация сложилась не только в Могилеве. Власть имущим (за редким исключением) спорт в тягость. От него много мороки и мало толку. Лишних миллиардов в бюджете совсем мало. Но спорт в Беларуси как бы надо любить. Поэтому чиновники терпят. Изыскивают средства и возможности.

Для ХК «Могилева» нашли 10 миллиардов рублей. Эти деньги будут потрачены впустую (разве что спортсмены и тренеры что-то подзаработают). Белорусский хоккей от «львов» не получит даже шерсти клок. Никакие «звезды» там не вырастут, потому что клубы-конкуренты рассматривают даже намеки на звездность в раннем возрасте и перетаскивают наиболее одаренных игроков к себе.

Чиновники понимают тщетность затрат. Понимают это и спортсмены. Но им-то чего? Спортсмены наверняка скажут, что на спорт надо тратить. Что количество клубов ни в футболе, ни в хоккее сокращать нельзя, потому что можно досокращаться Бог знает до чего. Что от государства надо брать по максимуму, а то, если умерить свои аппетиты, государство вообще перестанет хоть что-то давать.

В таком ключе рассуждали те, кто выступал за 16 команд в футбольном первенстве. Представители спорта на протяжении многих лет склоняют государство к вложению денег непонятно во что. В клубы, у которых нет ни цели, ни идеологии, ни будущего. В клубы, которые никогда не принесут отдачи. Все это делалось (да и делается) в надежде на чудо. Что однажды на денежной подушке в спорте появится система. Это кривой подход. В нормальном виде схема выглядит так: сначала система — потом деньги. Нам остается только дивиться самим себе, коль за двадцать с лишним лет независимости ни в белорусском футболе, ни в белорусском хоккее не выработано даже намека на экономическую эффективность (впрочем, разве только в спорте?).

Как правило, белорусские команды умирают тихо. Их кончина не вызывает протестов у публики, потому что и протестовать, по сути, некому. Большинство клубов существует для себя. Тратить миллиарды рублей, чтобы потешить от силы пару тысяч зрителей, заплативших копейки за билет, — блажь. Не станет команды в Полоцке — и что потеряет от этого белорусский футбол?

Хотя есть другие примеры. Болельщики «Партизана» не оставили команду в беде после развода с Романовым. Своими силами они пытаются возродить ее из минорных лиг. За таким проектом наблюдать куда интереснее, чем за ФК «Полоцком» или ХК «Могилевом», только и знающим, что дергать за вымя бюджет. Клубам стоит присмотреться к «партизанскому» опыту. Наши экономические реалии намекают, что от такого испытания не застрахован никто.

Вообще, есть ощущение, что полулюбительский спорт — само то для Беларуси. Почему-то члены олимпийских сборных США, Австралии и других стран не стесняются работать официантами, юристами и т.д., чтобы поднакопить денег на поездку в условный Сочи. У нас такая практика считается комильфо. Пока что.

Президентский указ о господдержке спорта (если его не пересмотрят) должен в корне изменить ситуацию. Белорусские клубы к 2015 году ни в жисть не будут по-честному зарабатывать 50 процентов от своего бюджета. Если, конечно, бюджеты не станут лилипутскими. Их будет хватать только, чтобы подкинуть игрокам пару сотен тысяч рублей к зарплате по основному месту работы. Разве это плохой вариант?

Если профессиональная команда — непосильная ноша для города, если у команды нет своего денежного мешка (наподобие Чижа) или мозгового центра (наподобие Капского), то ее лучше прикончить. Однако с условием — чиновники не забывают про спорт. Идеальный вариант — общественный договор с властью, который условно можно сформулировать так: «если не профессиональный клуб, то…» Крутая ДЮСШ, спортивная академия, вложение в любительский или студенческий спорт, строительство залов и т.д.. Лучше потратить три миллиарда с умом, чем выбросить десять на ветер.

Как вам новость?