Рубрики
Мировые новости

Военными методами с Братьями-мусульманами не справиться — немецкий эксперт из Каира

В пятницу, 16 августа, в Египте сторонники отстраненного от власти президента Мухаммеда Мурси собираются выйти на новые акции протеста, несмотря на объявленное чрезвычайное положение. Следящий за развитием событий на месте Рональд Майнардус (Ronald Meinardus), руководитель местного отделения немецкого политического Фонда имени Фридриха Наумана (Friedrich-Naumann-Stiftung) не видит шансов на скорое политическое урегулирование в Египте и считает попытку нейтрализовать движение «Братья мусульмане» военными методами ошибкой.

DW: Возможно ли урегулирование конфликта в скором времени или стоит приготовиться к продолжительному противостоянию в Египте между военными и сторонниками исламизации страны?

Рональд Майнардус: Предпосылкой для компромисса были политические переговоры. Но и для их проведения нужна готовность обеих сторон и доверие. Ничего подобного в Египте сегодня нет. И до эскалации конфликта страна была глубоко разделена на разные лагеря. Начало массового применения насилия лишь углубило это разделение. Трагедия в том, что нет никаких значимых сил, которые бы могли привести к балансу в обществе. Тут действует принцип — либо за, либо против нас. Нет посредника.

В течение последних недель зарубежные политики, в том числе и министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), пытались сыграть эту посредническую роль. Но все их старания окончились ничем, потому что стоящие у власти в Египте политики решили проводить свою линию. Ситуация не дает оснований думать, что в ближайшее время может начаться политический процесс урегулирования в стране.

— Какое влияние имеет Запад на развитие событий в Египте?

— Возможностей для влияния очень мало. Те, кто сейчас находится у власти в стране, люди вполне западного, светского мышления. Командующий армией Абдель Фаттах ас-Сиси окончил военную академию в США. Ушедший в отставку вице-президент Мухаммед аль-Барадеи жил и работал долгое время на Западе. Но бросается в глаза то, что на любые призывы со стороны Запада они обращают мало внимания. В египетских массмедиа практически ведется кампания, настраивающая против иностранцев и их влияния. Запад не должен вмешиваться, это внутреннее дело Египта, — таков тон многих высказываний в местной прессе. Многие говорят о том, что в стране происходит националистическая революция.

Самый кровавый день современной истории Египта. Фоторепортаж из Каира

— Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы включить Братьев-мусульман в мирный политический процесс?

— Братья-мусульмане потеряли сотни своих сторонников и считают себя жертвами происходящего. Времени на то, чтобы боль утраты ушла, понадобится много. Стереть следы крови с улиц Каира и других городов можно быстро, но психологически преодолеть образовавшуюся пропасть будет намного сложнее.

«Братья мусульмане» в качестве минимального условия для начала переговоров требуют выпустить на свободу их лидеров, включая Мурси, надеясь, что тому удастся вернуть себе президентские полномочия. Временное правительство говорит, что этот вопрос не подлежит обсуждению.

— Насколько сильны позиции Братьев-мусульман в Египте?

— Их можно сравнить с ленинской партией большевиков. Египетские радикальные мусульманские течения тоже выросли в подполье, на протяжении десятилетий подвергались гонениям. У них есть крепкая сеть сторонников. Они хорошо организованы и, судя по всему, получают мощную финансовую поддержку.

В целом, они представляют собой одну из ведущих политических сил в Египте. По некоторым оценкам, они могли бы набрать на общенациональных выборах около 20 процентов голосов. Но большинство египтян не желает, это можно с уверенностью утверждать, чтобы Братья-мусульмане пришли к власти. Поэтому против Мурси и выходили на улицы сотни тысяч, что в конечном итоге и привело к вмешательству в ситуацию военных.

Мы видим очень сложную ситуацию. Я могу сказать только, что тот, кто хочет военными средствами нейтрализовать Братьев-мусульман, оказывает себе медвежью услугу. Это не вариант, он не пройдет.

Источник: Русская служба DW