Подробные дневники второй экспедиции Land Rover опубликовали наши коллеги – журналисты из abw.by, Holiday.by и других изданий. Нам же была интересна изнанка увлекательного путешествия.
Утро 10 сентября. Нас 10 человек, многие видят друг друга впервые. Знакомимся.
Игорь Губарь – эксперт, аккредитованный инструктор Land Rover Experience.
Коллеги-журналисты: Юрий Лихута и Иван Кришкевич из abw.by, Андрей Барашко – руководитель Holiday.by, Илья Иванов – Telegraf.by, Иван Дроздов – тест-пилот «Автопанорамы».
Фотографы Александр Жданович и Глеб Малофеев.
И наши очаровательные девушки, без которых бы не состоялась ни первая, ни вторая экспедиция. Рита Медведь – руководитель отдела маркетинга «Атлант-М Британия» – в тот день получила новую, более высокую должность. Она же – руководитель поездки. И Ира Антонова – талантливая пиарщица, организатор и душа нашей компании.
Игорь самый опытный водитель и поэтому садится за руль Land Rover Defender, замыкающий нашу колонну.
«Первый автомобиль в колонне – самый слабый», – рассказывает по дороге Игорь. «Распространенная ошибка в том, что часто замыкать колонну ставят или неопытного водителя (мол чтоб не мешался) или самый слабенький автомобиль. Это в корне неверно. При таком построении колонна может развалиться уже через полчаса, когда первые оторвутся, а последний отстанет или что еще хуже – потеряется».
За свою жизнь Игорь простестировал ни мало автомобилей. И предпочтение отдает кроссоверам с автоматической коробкой передач. «Вот взять Defender. Он, что называется, самый бескомпромиссный из внедорожников. Этот автомобиль может передвигаться в таких условиях, где другие тонут, вязнут и глохнут. Его конструкция не менялась уже полвека, да это и не нужно. Англичане поставили на «Дэф» легкий двигатель объемом 2,4 литра. Корпус машины сделан из авиационного алюминия. Поэтому и зарываются в болоте «Тойоты» и другие с четырехлитровиками – для преодоления настоящих препятствий, в том числе, важна и масса автомобиля».
– А для большинства жизненных ситуаций, с головой хватит возможностей того же Freelander – говорит Игорь. Я неоднократно демонстрировал на этой модели такое, что многие не верили что «это» можно сделать на «паркетнике». Можно, только надо знать, как им управлять. А автоматика только в помощь. Будут подходящие условия – покажу.
Так мы незаметно доехали до Гродно, откуда и должен начаться наш маршрут.
Здесь к нам присоединилось два экипажа на Range Rover Sport, приехавших из Москвы, а также двое ключевых сотрудников экспедиции.
Первый – автор маршрута, специалист по экологическому туризму Сергей Сидорук. Он участвует в разработке путешествия уже второй раз. Задача максимум, которая ставилась перед ним – отобрать интересные и необычные места в Гродненской и Бресткой области, проложить кратчайший маршрут между ними и согласовать все по времени.
Второй – это историк Сергей Куштель. Еще в начале двухтысячных он уехал из Беларуси в российский Ростов-на-Дону, однако исследования нашей страны не прекратил.
В итоге два Сергея отобрали 27 интереснейших объектов, расположенных на расстоянии порядка 500 километров. Все из них – со своей историей.
Сергей Сидорук поделился тем, как он совместно с Ритой Медведь готовил маршрут.
«Основой для экспедиции мы выбираем конкретный маршрут, территорию, либо объекты на котором можно объединить одной идеей. Чтобы человек знал куда он едет, и у него формировалось представление о чем-то целостном, а не просто куске дороги. Например прошлый путеводитель мы назвали «Белорусское Полесье» – тогда основой стал географический топоним довольно специфического региона отличающегося своей социо-культурной, природной, исторической и физико-географической особенностью. В этот раз мы решили связать современное Белорусское западное пограничье, связав нитью маршрута реки Неман и Буг. Эта территория включает в себя не один топонимический регион. Тут мы можем побывать как в Прибужском полесье, так и в белорусском Подлясье, а также в долине Немана».
Для начала Сергей с командой «Лендровера» определились с территорией. Конечно же, часть объектов была им известна, так же как и подъезды к ним. Именно эти объекты изначально ложатся в планирование маршрута, составляется примерный его план. Затем в ход идут подручные инструменты – справочники, интернет-ресурсы, проводится опрос экспертов и знающих людей. В итоге нить маршрута обрастает массивом из интересных объектов, событий, легенд.
«Затем мы подключаем Сергея Куштеля – историка», – продолжает свой рассказ Сергей Сидорук. «Он вносит свои предложения по изменению маршрута и мы начинаем собирать материал для более глубокого изучения данной территории. Многие объекты для нас новы, но интересны (например уникальный бункер – командный пункт времен холодной войны). Начинается анализ сайтов, сведений очевидцев, ищутся географические координаты. В поиске серьезно помогает Google Earth и Викимапия. Навигационные координаты забиваем в точный туристический навигатор Garmin 62map. Составляем краткое описание объектов на нитке маршрута с фотографиями. Снимки понадобятся для точной ориентировки на месте, чтобы можно было найти тот самый объект и сфотографировать его самим для путеводителя. Далее маршрут визуализируется, готовится инструкция по снаряжению бронируются места для ночлегов, продумываются места, где участники смогут пообедать».
И можно стартовать. Начиная с Гродно, в дороге мы провели три дня. Все объекты фотографировались, для каждого из них определялись географические координаты. А сам маршрут фиксировался при помощи приложения для Android «Мои треки».
«Конечно, данный маршрут субъективен. В путеводителе по маршруту невозможно отобразить все. И в этот момент автор маршрута должен расставить все точки над і: куда едем, что смотрим, что включаем в путеводитель, что оставляем для самостоятельного освоения. Важно в этот момент все сбалансировать: исторические памятники, сакральную и фортификационную архитектуру, природоценные территории, туристическую инфраструктуру, бездорожье и многое другое. Главным эффектом должна стать наполненная положительными эмоциями картинка», – подытожил свою мысль Сергей.
Из запланированных 27 объектов посетить удалось не все. Некоторые места оказались настолько интересными, что мы там провели больше времени, чем было запланировано. Также, мы потеряли много времени в поисках секретного бункера, который, как оказалось, два года назад почти полностью забетонировали. И ни координат, ни точных сведений о его местонаходжненни. В итоге мы нашли забетонированную плоскость. А чуть позже узкую лазейку, в которую удалось спуститься.
Завораживающее выглядели Красносельские меловые карьеры.
Почти три часа мы поднимались на гору, где предположительно есть захоронение одного из самых слабоизученых племен, населявших эту территорию до XII века – ятвягов. В кромешной тьме мы штурмовали на «Лендроверах» заросшие просеки, заехав несколько километров вглубь ночного леса.
И в итоге нашли древние камни с нанесенными на них символами – по словам Сергей Куштеля эта гора является одним из немногих мест энергии Земли». И мы там были.
В последний день мы посетили заброшенное кладбише в деревне Домачево. Старинные надгробия, которым более трехста лет также вызывают особый трепет в сердцах.
А было еще много всего. И заброшенные усадьбы, и действующие старинные церкви, костелы и синагоги… Все эти объекты можно будет посетить уже после того, как будет готов новый путеводитель. В нем будут координаты всех мест, их описание и меры предосторожности – ведь далеко не все места можно посетить без специальной подготовки.
Фото: Илья Иванов (Telegraf.by), Александр Жданович, Глеб Малофеев