Российский кредит: сколько дадут и надолго ли хватит?

18.04.2014 12:25
Архив Редакция

Судя по тексту постановления Совмина Беларуси № 339 от 10 апреля 2014 года, еще в январе 2014 года между Беларусью и Россией был подписан договор о предоставлении кредита Беларуси. Также, судя по тексту постановления, кредит был обусловлен определенными требованиями, которые Беларусь выполнила (или считает, что выполнила).

Последний раз о готовности России предоставить кредит Беларуси говорилось в конце 2013 года после «исторической» встречи глав России и Беларуси. Тогда прозвучала сумма «до 2 млрд долларов США». Потом российские чиновники говорили о готовности предоставить кредит, но источники и условия должны были быть оговорены позднее.

С 2011 года Россия предоставляла Беларуси заемные средства через АКФ ЕАБР (международную структуру). Причиной перехода от прямого кредитования к международному стало постоянное увязывание Беларусью предоставления помощи «братскими» отношениями. Этот кредит (до 3 млрд долларов США) был обусловлен определенными обязательствами, но Беларусь эти условия в полном объеме никогда не выполняла, и приходилось вносить изменения. С выполнение условий последнего (шестого) транша кредита ЕАБР получилось совсем плохо. Видимо, поэтому и было решено отложить помощь Беларуси через АКФ ЕАБР и заменить ее другими ресурсами. Тем более что в связи с событиями в Украине отношения с Беларусью для России опять стали иметь геополитическое значение.

Но так как по сути это было продолжение кредитования Беларуси для стабилизации экономики, то условия кредитования были сохранены. Во всяком случае, основные: сокращение госрасходов, жесткая денежно-кредитная политика и приватизация. Первую часть из обещанных 2 млрд долларов США Беларусь авансом получила уже в конце декабря 2013 года через ВТБ (440 млн долларов США, даже сумма была сохранена на уровне шестого транша кредита ЕАБР). Это помогло Беларуси удержать ЗВР на 1.01.2014 на уровне двухмесячного импорта (одно из условий кредитования), но оказалось последним успехом.

С выполнением остальных условий Беларусь «зрела» три месяца. После того как были подведены итоги первого квартала, стало ясно, что дальнейшее затягивание выполнения условий кредитования может завершиться повторением 2011 года: основные «достижения» — сокращение ВВП, причем по нарастающей, сокращение ЗВР ниже 6 млрд долларов США, высокая инфляция, высокие процентные ставки по рублевым ресурсам, рост складских запасов и сокращение валютной выручки.

Официально условия предоставления кредита не называются, но можно предположить, что все последние изменения в экономике Беларуси имеют к этому прямое отношение. Это и отказ от госрегулирования цен и тарифов, и заметный рост оплаты за проезд и ЖКХ (с последующим продолжением). Также активизированы переговоры о продаже госпакетов в "Гродно Азоте", Мозырском НПЗ и "Интеграле". Официально объявленная позиция Нацбанка по продолжению жесткой кредитно-денежной политики на второй квартал также, наверняка, имеет прямое отношение к ожидаемому кредиту.

Основная проблема экономики Беларуси – нехватка валюты из-за сокращения экспорта. А проблемы внешней торговли вызваны переоцененным белорусским рублем. Если разделить значение М2* (рублевая денежная масса) на ЗВР (в национальном исчислении) на 1.04.2014, то есть объем белорусских рублей на объем валюты в резервах, то получится курс более 13 000 белорусских рублей за доллар США (при официальном курсе на 1.04.2014 ниже 9 900). Разница между расчетным и официальным курсами и есть потери экспортеров на каждом долларе США. Для сравнения на 1.01.2014 эти значения были около 11 000 и 9 500 белорусских рублей за доллар США, то есть потери экспортеров были гораздо меньше.

Решение этого перекоса с помощью девальвации нежелательно из-за политических соображений (восстановить уровень доходов населения до выборов 2015 года не получится). Поэтому и был выбран вариант с привлечением дополнительных кредитов.

Датой объявления о новом кредите, скорее всего, станет 29 апреля 2014 года (дата заседания Высшего Евразийского экономического совета, который пройдет в Минске), а сумма кредита, скорее всего, будет 1,5 млрд долларов США под 4% годовых на срок до 10 лет (о таких условиях говорилось еще в январе).

Но надолго этих 1,5 млрд долларов США не хватит. Уже в апреле платежи только МВФ составят около 170 млн долларов США, еще столько же необходимо в июне. К тому же, если судить по данным Нацбанка, в июне объем внешних платежей составит около 900 млн. долларов США, то есть к 170 млн долларов США для МВФ будет необходимо найти еще 700 млн долларов США. Если судить по динамике чистого спроса на валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, то на второй квартал понадобится еще не менее 800 млн долларов США (это при сохранении высоких процентных ставок по рублевым депозитам). То есть ожидаемые с таким нетерпением 1,5 млрд долларов США окажутся только небольшой передышкой. За аэродромы для российских самолетов оплата идет с помощью схемы с «битумом».

Поэтому следующим этапом должна стать приватизация согласованных активов. Список уже озвучен, то есть следующие кредиты будут предоставляться уже под развитие СП.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

 

Как вам новость?
Головоломки