Особенность российских стартапов – излишек романтизма и социальных идей

На смене «Инновации» Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» выступила с серией лекций управляющий директор Венчурного фонда «Синергия Инновации» Наталья Царевская-Дякина. Интерес к теме инновационного рынка среди молодежи очень высок. Смену посетили традиционно несколько тысяч молодых предпринимателей.

На смене «Инновации» Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» выступила с серией лекций управляющий директор Венчурного фонда «Синергия Инновации» Наталья Царевская-Дякина. Интерес к теме инновационного рынка среди молодежи очень высок. Смену посетили традиционно несколько тысяч молодых предпринимателей.

«Было приятно видеть такое количество ребят в возрасте 22-28 лет, которые стремятся заниматься своим собственным делом», – делится Наталья Царевская-Дякина.

По словам спикера, за последние 5 лет в стране реализовано огромное количество образовательных и профессиональных мероприятий и программ для предпринимателей, открыто много акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и профильных клубов. Благодаря этому удалось вырастить целое поколение стартаперов, но пока этого мало: нужно «образовывать» каждое следующее поколение. «Предпринимательская культура и предпринимательское образование в России пока находятся на очень низком уровне и отстают от США лет на 30-40. Этот разрыв нам надо как-то преодолевать».

Пообщавшись с участниками «инновационой» смены «Селигера», Наталья отметила несколько негативных тенденций в среде начинающих предпринимателей. Одна из них – это чрезмерное увлечение социальными идеями и проектами. «Социальные идеи чаще всего не годятся как бизнес, – говорит эксперт. – Это удел состоявшихся, успешных бизнесменов, которые в возрасте 50 лет пришли к социальной тематике и, самое главное, они способны «поднять» социальный проект».

У наших предпринимателей слишком много романтизма, считает управляющий директор венчурного фонда. «Пришлось немало времени потратить на объяснение азов. Например, что цель предпринимателя – это привлечение прибыли, что предпринимательство – это постоянная борьба, работа 24 часа в сутки, это знание законов, систем налогообложения, правил работы юридического лица. Поэтому в предпринимательстве нет никакого романтизма», – развенчивает миф Наталья.

Она предлагает каждому стартаперу ответить на главный вопрос: кому нужен его продукт? На этом вопросе обычно отсеивается порядка 70% проектов. Еще половина из оставшихся «срезается» на неумении «сесть и посчитать»: какой рынок, кто клиенты, кто конкуренты. Часто бывает так, что бесплатно продукт нужен многим, а платить не готов никто.

Следующее наблюдение спикера: почему-то многие изначально агрессивно настроены по отношению к государственной поддержке. «На венчурном рынке пока еще царит хаос, поэтому прибегать к помощи госструктур, таких, как фонд «Сколково», фонд Бортника, Агентство стратегических инициатив, бывает очень даже полезно», – рекомендует эксперт.

Лектор отмечает, что стартаперы пока мало знают о правилах работы с бизнес-ангелами и венчурными фондами и мало им доверяют. «Если стартап не пустит инвестора в свой проект вообще, то у него, скорее всего, не хват сил выйти на рынок. Нужно знать, что инвестор приводит с собой смарт-часть – опыт, контакты, экспертизу. Возможно, для стартапа это важнее, чем деньги. С такой помощью гораздо больше шансов добиться успеха, – говорит Наталья Царевская-Дякина. – Да, законодательство настолько не отрегулировано и не заточено под венчурную деятельность, что очень многое между инвестором и автором проекта происходит на доверии. Но рынок очень маленький, поэтому имидж каждого игрока известен».

Большой интерес слушатели проявили к теме трендов. Что имеет смысл разрабатывать сейчас? Что интересно как предпринимателям, так и инвесторам? «По данным американских аналитиков, на первом месте находится сфера mobile, на втором – security и mobile security, а на третьем месте, как это ни парадоксально, education», – сообщила управляющий директор «Синергия Инновации».

По ее словам, на «Селигере» были представлены стартапы в области EdTech, но очень мало. Она отметила, например, тренд появления образовательных платформ, заточенных на конкретного клиента (скажем, на ресурсодобывающие и ресурсоперерабатывающие компании). Если инженерная часть таких стартапов развивается достаточно стремительно, то непосредственно образовательная сильно отстает.

Эксперт высказала свое мнение о рынке образовательных инноваций в Росси: «По нашим подсчетам, в стране есть порядка 120 стартапов, которые называют себя образовательными. И только с тридцатью из них, которые близки к готовому, понятному продукту, имеет смысл работать. В целом тема образования не оставляет россиян равнодушными. Очень много потенциальных и существующих бизнес-ангелов и венчурных инвесторов заявляют education в первой пятерке интересов для инвестиций. У каждого венчурного фонда сегодня есть в портфеле 1-2 проекта EdTech. Это говорит о том, что инвесторы верят в прорыв на этом рынке».

Возвращаясь к теме повышения предпринимательской культуры и образования, Наталья Царевская-Дякина отметила, что решение этой задачи находится на стыке активности всех заинтересованных групп – университетов, госрегулятора, бизнеса и, конечно же, самих предпринимателей.

Как вам новость?