Рубрики
Мировые новости

Еврокомиссия сформирована — слово за парламентом

«Засиделся дома дед? Отправь его в Евросовет!» Это известная в Германии шутка 1970-х годов о пожилых политиках из стран ЕС, которых отправляли в Брюссель подальше от родных парламентов, аргументируя это тем, что в Европе их опыт нужнее. Однако и тогда, и сейчас шутка эта мало соответствовала действительности.

Кандидатуры политиков на должности еврокомиссаров выдвигаются странами, входящими в ЕС, при этом председатель комиссии никакого влияния здесь не имеет. Кандидаты на должность утверждаются Европарламентом по итогам процедуры одобрения в рамках слушаний по каждому претенденту. При этом в адрес будущих комиссаров высказывается много критики.

Так, в 2004 году итальянский политик Рокко Бутильоне вызвал недовольство целым рядом спорных высказываний, расцененных многими как гомофобные и оскорбительные для женщин. А в 2009 году болгарка Румяна Шелева была раскритикована за неполное указание источников своих дополнительных доходов.

Следует отметить, что Европарламент не может отклонить лишь отдельных кандидатов на должность еврокомиссара — только весь предложенный состав Еврокомиссии целиком. В обоих упомянутых случаях для замены кандидатов оказалось достаточно лишь одной угрозы неодобрения, в итоге обновленный состав комиссии был одобрен.

Пироги печет сапожник

Кандидатов на вылет в этот раз набралось особенно много. На некоторых шквал критики обрушился уже во время предварительного объявления состава команды Жан-Клода Юнкера. Например, немецкие политики задали вопрос, почему комиссаром по экономическим и валютным вопросам должен стать именно француз Пьер Московиси, который привел свою страну к рекордной бюджетной задолженности? И почему комиссаром по финансам предложена кандидатура британского консерватора Джонатана Хилла?

Критике, пусть и не столь резкой, подвергалась и кандидатура итальянки Федерики Могерини на пост Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности — за недостаточный опыт работы в сфере дипломатии.

«Нефтяной» комиссар на защите климата?

Тем временем и у парламента, и у общественности было достаточно времени, чтобы тщательно изучить резюме претендентов и найти новые спорные моменты. Так, с кандидатурой на пост комиссара по вопросам климата и энергетики Мигеля Ариаса Каньете из Испании не согласны в Немецком фонде охраны окружающей среды (Deutsche Umweltstiftung). Там его называют не только «худшим выбором», но и «лоббистом нефтяной промышленности». С мнением фонда согласны и в «Гринпис», где говорят о «конфликте интересов».

Действительно, Каньете не только состоит в наблюдательных советах двух нефтяных компаний, но и владеет в них крупными пакетами акций. Испанский политик уже заявил о намерении продать свою долю в бизнесе, однако вряд ли это спасет его от дальнейшей критики.

Немка Ребекка Хармс (Rebecca Harms), председатель фракции «зеленых» в Европарламенте, считает, что Каньете предстоит «очень тяжелое слушание». Возможно, речь пойдет и о его отношении к женщинам: во время теледуэли в рамках предвыборной кампании испанец позволил себе назвать своего оппонента, представительницу социалистической партии, «беспомощной женщиной», которую он «умственно превосходит».

Негативный образ Венгрии

Сомнения есть и по поводу Тибора Наврачича, бывшего главы венгерского МИДа, претендующего на пост руководителя департамента по вопросам образования, культуры, молодежи и гражданства. В бытность министром юстиции Венгрии Наврачич сумел провести непопулярную реформу, ограничившую полномочия судебной власти, а также ужесточил контроль за СМИ. Вследствие этого разгорелся конфликт между консервативным правительством премьера Виктора Орбана и Еврокомиссией.

Олаф Циммерман, исполнительный директор Германского совета по делам культуры, в интервью Deutschlandradio посетовал, что вряд ли можно было найти худшую кандидатуру на этот пост. «Человек, ограничивший гражданские права и свободу прессы, перекроивший всю судебную систему так, что возник вопрос о ее демократичности, теперь должен возглавить департамент в Еврокомиссии?» — задается вопросом Циммерман. И его позицию разделяют многие депутаты.

Внутрипартийная лояльность

Тем не менее вопрос о том, выразит ли Европарламент свое неодобрение этим претендентам на пост еврокомиссаров, остается открытым. Сделать это не так-то просто: для выражения неодобрения необходимо предъявить доказательства серьезных нарушений или непригодности кандидата. Одних эмоций здесь явно недостаточно.

Нельзя забывать, что важную роль в парламенте играет партийная политика. Депутаты фракций, из членов которой выбирают комиссара, даже при наличии личной антипатии будут демонстрировать ему свою лояльность. Поэтому критика в его адрес подается ими как элемент политической борьбы со стороны противников. Однако такого сильного неприятия такого столь большого числа кандидатов еще не бывало.

Чем все закончится, покажут слушания. Они начнутся 29 сентября и продлятся несколько недель — на каждого из 28 комиссаров в среднем приходится по три часа слушаний. Утверждение всей Еврокомиссии назначено на 22 октября.