Как Беларусь не смогла заработать на поставках продуктов в РФ

23.10.2014 09:06
Архив Редакция

Еще 7 августа 2014 года российский рынок продуктов питания воспринимался чиновниками министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси как «клондайк». Введение РФ санкций против стран Запада вселило большие надежды в их умы, превратившись в дополнительные 500 млн долларов выручки до конца года.

Тут стоит отметить, что с начала года поставки продуктов питания в РФ шли ни шатко, ни валко. Российские чиновники и производители постоянно пытались как-то ограничить поставки продовольствия из Беларуси.

И вот ситуация разрешилась сама собой – РФ сама (!) предложила Беларуси увеличить поставки в полтора раза! Есть от чего прийти в восторг. Август показал хорошую динамику — Беларусь поставила на экспорт сельхозпродукции на сумму более 325 млн долларов, что на 61 млн долларов больше чем в июле. Экспорт колбасных изделий увеличился в 1,6 раза, цельномолочной продукции — в 1,9 раза, масла — в 1,3 раза, сыров — в 1,5 раза. Все казалось таким оптимистичным…

Ложкой дегтя оказался курс российского рубля, который начал свой стремительный рост. За 24 дня августа российский рубль ослаб на 2,3%, а за сентябрь российский рубль ослаб уже на 6,6%. И даже ослабление белорусского рубля за этот период на 0,9% и 1,5% соответственно не смогло чем-то кардинально помочь – прирост поставок в физическом выражении не сильно увеличивает прирост выручки в долларовом эквиваленте. Более того, по заявлениям тех же чиновников, за два месяца, прошедших с начала введения санкций, на поставках продовольствия в РФ Беларусь из-за девальвации российского рубля уже недозаработала около 160 млн долларов.

Всего за период с 7 августа до 1 октября российский рубль ослаб на 9%. Белорусский рубль за этот период ослаб на 2,4%. Если принять за основу курсовую потерю в 9%, то это означает, что 160 млн. долларов потери соответствуют 1,8 млрд долларов поставок продовольствия за 2 месяца. Если же учитывать и ослабление белорусского рубля, то 160 млн. долларов соответствуют 2,4 млрд долларов поставок. И та, и тем более другая цифры и близко не стоят с реальным объемом поставок продовольствия из Беларуси в РФ за этот период.

В реальности, если оценить объем поставок продуктов питания в РФ за 2 месяца в 700-750 млн. долларов, то курсовые потери с учетом девальвации и российского рубля, и белорусского рубля составляют около 50 млн. долларов. То есть либо рассматриваемый чиновниками период значительно выше (например, за период с 1 января 2014 года по 1 октября курсовые потери российского рубля составили 20,6%, а белорусского рубля – 11,2%), либо заявление о потерях 160 млн. долларов следует рассматривать как поиск причин недополучения выручки.

Последнее гораздо более вероятно, так как чиновники, победно заявив об увеличении экспорта на 500 млн долларов до конца года и столкнувшись с неприятной реальностью, постараются объяснить свои промахи внешними причинами непреодолимой силы. А что потери несколько завышены – так это на всякий случай, мало ли что еще случится до конца года…

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by.

Как вам новость?
Головоломки