Не в коня корм

30.10.2014 13:06
Архив Редакция

Несмотря на оптимизм руководства страны, ситуация в экономике не улучшается. Рост ВВП после небольшого увеличения в марте, фактически застопорился. Промпроизводство сокращается с конца прошлого года. И это на фоне постоянных вливаний денег в систему.

Конечно, сказались внешние причины: и снижение цен на нефть, и девальвация российского рубля и валют других основных экономических партнеров Беларуси. Но все эти изменения должны были повлиять, в первую очередь, на валютную составляющую экономики и валютные кредиты. Рублевые кредиты, так уж сложилось, больше относятся к внутренним проблемам. Так куда же пошли рублевые кредиты?

Кредитование экономики Беларуси рублевыми ресурсами по данным Нацбанка за 9 месяцев 2014 года составило 14,3 трлн белорусских рублей. Согласно тем же данным, рост срочных депозитов физлиц и субъектов хозяйствования составил 13,5 трлн белорусских рублей. То есть кредитование экономики фактически свелось к перекачиванию кредитных денег на срочные депозиты. Все становится еще интересней, если оценить объем капитализации процентов по депозитам. За этот же период капитализация процентов по срочным депозитам составила 10,3 трлн белорусских рублей. Если же добавить капитализацию по переводным депозитам (текущим счетам), то сумма капитализации процентов по всем депозитам составила 12 трлн белорусских рублей. То есть фактически кредитование экономики осуществлялось в объеме, необходимом для  финансирования банков, чтобы они могли обеспечить капитализацию процентов по депозитам.

Это означает, что вся нынешняя модель экономики Беларуси – это способ перекачивания ресурсов из одного кармана в другой, а «финансирование» реального сектора – просто обоснование этого процесса. Это подтверждает, что обеспечить рост экономики за счет только кредитования невозможно. Нужна комплексная программа, программа реформ, которая должна простимулировать реальный сектор к росту. Если этого не сделать, то рублевый денежный навес в очередной раз может обрушить не только валютный курс, но и создать серьезные проблемы всей банковской системе, которые почувствуют все остальные участники рынка. Пока Нацбанку и Минфину удается убирать лишние деньги из системы, но это просто перенос проблем на будущий период.

Стоит отметить, что и в ЕС, и в США ситуация аналогичная. Кредитование экономики сводится к увеличению роста депозитов, рост экономики балансирует на уровне 1-2%, что, учитывая различные уловки статистики, означает стагнацию и «замораживание» ситуации в экономике. Вот только, в отличие, от Беларуси, их «заморозка» на нынешнем уровне доходов населения позволяет им постоять на месте. В конце концов, для решения текущих проблем они могут еще напечатать себе долларов и евро. Уровень же доходов населения в Беларуси требует идти вперед. А нынешняя модель это просто не позволяет делать, к тому же белорусский рубль – не доллар и не евро.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «ВЭД и валютное регулирование», специально для Telegraf.by

Как вам новость?
Головоломки