Никас Сафронов: самая дорогая картина еще не написана

Сегодня Никас Сафронов — один из самых известных и востребованных художников. Он сумел сделать головокружительную карьеру и, единственный из российских художников, смог добиться мирового признания. Среди его клиентов — звезды шоу-бизнеса, политики и оперные певцы, а картины стоят баснословные суммы. Никас Сафронов очень трепетно относится к Беларуси и белорусам. В интервью Telegraf.by Никас рассказал о белорусских женщинах, искусстве и своих творческих принципах.

-​ Никас, кого вам интереснее рисовать — мужчин или женщин?

Как художнику мне интересны все лица, как психологу – все люди. Различия между мужчинами и женщинами пролегают не в поле «интересный — менее интересный».

Главное, не расположить всех на одной шкале, а видеть каждого человека отдельно. И потом, я могу найти интерес в любом нюансе, портрет не сводится к мужскому или женскому лицу.

— Могли бы вы в словах обрисовать портрет белорусской женщины? В чем ее красота?

— Я всегда говорил, что белорусы, в особенности белорусские женщины, фантастически красивы. Они трогательные и ранимые, очень нежные и сердечные. Они — как отражение белорусской природы, спокойной и некрикливой.

Белорусы вообще очень достойные и надежные люди. Я рад каждой возможности бывать в Беларуси, люблю многие ее уголки.

Надеюсь, что моя связь с белорусским народом со временем только усилится и воплотится в новых совместных проектах.

Как вы относитесь к современным техникам и направлениям в искусстве, таким как цифровые технологии, например?

Современный мир невозможно представить без современных технологий. С этим нужно не просто считаться. Это можно, нужно и очень интересно использовать.

Любые новые дополнительные возможности обогащают творчество. Главное, не подменять одно другим.

Цифровые технологии не могут заменить традиционные техники в искусстве, но могут их развить и усовершенствовать.

Например, мои картины, написанные маслом на холсте, становятся основой для анимации. Не только для того, чтобы создать, но и для того, чтобы увидеть и оценить эти более «современные» произведения, необходимо использовать результаты прогресса. Мои «ожившие» образы можно увидеть на сайте, и там они совершенно органичны.

Молодые зрители уже не мыслят себя вне цифрового пространства. Почему бы не дать им возможность насладиться классической живописью в привычной для них манере? К тому же, подлинник не всегда может быть использован непосредственно, как бы хорошо он ни выражал или поддерживал некоторую идею. В театре Армена Джигарханяна в постановке «Пигмалиона» мои полотна проецируются на сцену – художественно и по смыслу это решение абсолютно оправдано.

— Расскажите немного о вашем авторском стиле "дрим-вижн".

Название «дрим-вижн» для своего нового стиля я придумал спонтанно. Сон, который помнишь несколько минут после пробуждения, размытое, короткое впечатление…иногда его удается уловить на холсте. Тут требуется сложная многослойная техника, чередование высоких нагруженных пастозных и тонких полукорпусных непрозрачных слоев, которые и дают эффект свечения, размытости. Ощущение нежной легкости придает характерный светлый голубоватый колорит. Это сентиментальный стиль, попытка воплотить мечты.

Никас Сафронов: самая дорогая картина еще не написана

— В Вашем роду несколько поколений священников. Какое место в вашей жизни занимает вера? Считаете ли вы, что добро всегда побеждает зло? Верите ли вы, что человек может все изменить в своей жизни?

Вера занимает главное место в моей жизни, без веры ничего бы не было. Я молюсь, когда встаю, молюсь во время работы, молюсь, когда ложусь спать. Вера дает мне силы и является основой творчества. Я считаю, что добро всегда побеждает зло, ведь если бы зло победило, то нашего мира не существовало бы.

Многие талантливые люди зачастую малоизвестны. Как заставить о себе говорить еще при жизни?

Я не думаю, что художник должен изначально ставить себе цель стать известным. Сначала нужно стать художником.

Потом, когда поймешь, что достиг такого уровня мастерства, который незазорно показать человечеству, можно, что называется, выходить к людям.

И не бояться быть щедрым, не бояться дарить свое искусство в буквальном смысле. Не ждать немедленного восхищения, не бояться критики, просто жить тем, что делаешь.

У любого человека есть круг общения. Если талант действительно присутствует, не надо его прятать, и о нем заговорят – сначала близкие друзья, потом друзья друзей.

Разумеется, есть и арт-технологии раскрутки, но о них лучше расскажут профессионалы, занимающиеся этой сферой.

— На ваш взгляд, художник должен руководствоваться в своем творчестве тем, что диктует ему внутренняя жизнь или ориентироваться на вкусы публики? Сложно ли современному художнику находить компромисс между необходимостью коммерческой реализации и личными поисками? Как Вы относитесь к коммерциализации искусства в целом?

Искусство и живопись в частности – это профессия, а к профессии всегда нужно относится ответственно.

Естественно, живописец воплощает в творчестве свой внутренний мир, но при этом он живет в определенном времени, в определенном социуме, он пишет не только собственную, но и общечеловеческую историю.

Вспомним мастеров эпохи Возрождения — они работали под покровительством дома Медичи, выражали эстетические и философские воззрения довольно узкого круга аристократии. Но им удалось сделать это так тонко и вместе с тем полно, и их полотна стали достоянием мировой культуры.

Художник, который стал великим в свое время, остается великим во все времена. Только произведения, которые через призму своего времени отражают вечные ценности, становятся вечными.

Художнику часто приходится искать компромисс между требованиями искусства и требованиями реальности, но он ни в коем случае не должен слепо следовать за конъюнктурой, он обязан слушать Бога внутри себя. Вспомним Пушкина: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Я тоже живу в свое время, я отражаю его в своем творчестве и по мере сил сочетаю свои творческие порывы с требованиями современности.

Никас Сафронов

— Как творческому человеку стать успешным и реализованным?

— Человек сам строит свою жизнь и свою судьбу. При рождении он получает только задатки, основу, которую должен развивать самостоятельно.

Считается, что люди, живущие у моря, более способны к изучению иностранных языков, чем люди с глубокого континента. Может быть, у этого факта даже есть исторические и социальные предпосылки, но ведь смешно руководствоваться им в собственной конкретной жизни.

Жизнь человека зависит от его желания и упорства. Вера в Бога, духовность и профессионализм делают личность яркой и неординарной, приводят к успеху в любой области — в искусстве, в науке или в сельском хозяйстве.

— В современном обществе идет тенденция разрушения традиционных ценностей, как вы к этому относитесь?

Современное общество меняется. Естественно, меняются и его ценности. Новые поколения должны совершенствоваться, должны превосходить предыдущие.

Простое отрицание традиций и норм обычно не удерживается долго, потому что разрушение само по себе бесплодно. И естественно, к таким явно разрушительным социальным явлениям, как педофилия, например, я отношусь резко отрицательно.

— Может ли художник равноценно реализоваться в творчестве и личной жизни или, по крайней мере, найти разумный баланс? Или все-таки нужно делать осознанный выбор и посвящать себя чему-то конкретному?

Это зависит от человека, от масштаба личности. Я считаю, что у художника не должно быть необходимости выбирать, ведь без музы и любви искусство не рождается!

— Какие направления в искусстве для вас привлекательны?

Прежде всего те, в которых я работаю. И все направления, подтверждающие высокий профессиональный уровень.

— Некоторые мастера в разных областях искусства творили и создавали свои шедевры тогда, когда были несчастливы, из-за чего появился некоторый стереотип, что все настоящее рождает
в страданиях. Согласны ли вы с этим? Может ли гений творить в состоянии счастья? Чем вы лично вдохновляетесь?

Одному человеку для творчества нужен покой, другому — влюбленность, третьему – повышенная активность.

Конечно, считается, что горе мудрее радости, оно заставляет задуматься о жизни. Но это не значит, что вся мудрость рождается бедами.

Радость вдохновляет, окрыляет, помогает подняться выше. Пушкин в Болдино был счастлив и влюблен, и это состояние давало ему огромный творческий импульс.

Я могу продуктивно работать в гармонии и достатке.

— Какие люди вам нравятся, кого вы писали с удовольствием либо хотите написать в будущем?

Мне интересны содержательные, состоявшиеся люди: музыканты, врачи, ученые, политики. Я с большим удовольствием писал портреты Софи Лорен, Фиделя Кастро, Амана Тулеева. В таких людях них есть нечто яркое, характерное, необычное, индивидуальное, именно это и привлекает меня как художника.

Никас Сафронов

— Можете ли вы сейчас сказать, что счастливы?

Да, счастлив.

Можно вспомнить слова Фауста Гете: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!».

Я счастлив, что живу в настоящее и очень интересное время, радуюсь каждому дню. Счастлив, что у меня есть дети, братья. Счастлив, что занимаюсь любимым делом, своим призванием. Счастлив, что впереди много планов и проектов. Я никому не завидую, и это тоже делает меня счастливым.

— Самая дорогая ваша картина?

— Та, которая еще не написана!

— Спасибо!

Как ранее сообщал Телеграф, весной 2014 года впервые в Беларуси картина Никаса Сафронова была продана за 50 000 евро.

Алевтина СНЕЖИНА

Как вам новость?
Головоломки