Рубрики
Мировые новости

Президентские выборы в Тунисе: покончить с наследием старого режима

Толпа возбужденно размахивает флажками и держит плакаты с портретами пожилого мужчины. А когда тот спустя некоторое время поднимается на сцену дворца спорта в тунисской столице, у собравшихся вырываются возгласы ликования. Бежи Каиду эс-Себси скоро исполнится 88 лет, и он — самый пожилой из всех кандидатов на пост главы государства, но имеющий наилучшие шансы стать первым свободно избранным президентом в новейшей истории демократического Туниса.

Сильная рука

Противники шутят, что он не доживет до окончания пятилетнего срока президентских полномочий, и все же своим участием в избирательной кампании эс-Себси намерен доказать злым языкам обратное.

«Вновь и вновь они рассказывают, что я в больнице или даже умер», — говорит он, стоя перед сторонниками, и, по собственному признанию, чувствует себя великолепно.

Несколько уколов в адрес оппонентов, затем пара анекдотов, и вот выступление эс-Себси завершено. Тем не менее пришедшие на встречу с ним вдохновлены.

Сторонники эс-Себси надеются, что основатель светской партии Нидаа Тунис (Призыв Туниса), уже победившей на парламентских выборах, сумеет вывести страну из кризиса. У него есть политический опыт и хорошие контакты за границей, поэтому он — самый подходящий кандидат на роль хозяина президентского дворца, считает 55-летний избиратель Мондхер и добавляет: «Надеюсь, эс-Себси станет президентом, поскольку лишь он может положить конец терроризму, а для этого нужна сильная рука».

Противники эс-Себси опасаются, что эта рука может стать чересчур сильной, ведь в партии Нидаа Тунис наряду с профсоюзами и социал-демократами состоят некоторые представители прежних властей. А сам кандидат на пост главы государства с перерывами занимал министерские посты при двух бывших президентах Туниса — Хабибе Бургибе и Зине аль-Абидине Бен Али.

Кто пройдет дальше?

Наряду с эс-Себси в президентской кампании в Тунисе участвует 21 кандидат (первоначально их было 27). Шансы большинства из них наблюдатели оценивают невысоко, однако два-три кандидата способны составить серьезную конкуренцию эс-Себси. Любой другой результат, кроме второго тура выборов в декабре, будет для Туниса неожиданностью.

Самый главный конкурент эс-Себси — нынешний президент страны, являющийся главой государства во время переходного периода Монсеф Марзуки. Хотя его партия Конгресс за республику получила по результатам парламентских выборов лишь четыре места в законодательном органе страны, ему может помочь то, что многие сторонники исламистской партии Ан-Нахда (Возрождение), не выставившей своего кандидата в президента, скорее всего, сделают выбор в пользу Марзуки.

Во время предвыборной кампании нынешний президент прокричал в толпу: «Если сегодня я увижу, что старый аппарат возвращается, я спрошу себя, как эти люди собираются построить демократию? Будут ли они защищать свободы?» «Нет», — в один голос откликнулись сотни людей. Присутствовавший на этой встрече Марзуки с избирателями тунисец Фати, скоро выходящий на пенсию, боится за будущее своих детей, если к власти придут старые кадры. И добавляет, не сдерживая эмоций: «Это путч против революции, диктатура возвращается».

Близость к народу в борьбе за победу

В то время как эс-Себси и Марзуки в ходе предвыборной кампании в основном заняты нападками друг на друга, другие кандидаты хотят выделиться за счет более содержательных заявлений, с их помощью надеясь пробиться во второй тур. По крайней мере, у двух претендентов это может получиться. Избегающий общения со СМИ бизнесмен-миллионер Слим Риахи, президент одного из популярнейших футбольных клубов Туниса Клуб Африкэн, намерен сделать ставку на молодых избирателей.

Другой кандидат, представитель коалиции левых партий Народный фронт Хамма Хаммами собирается привлечь на свою сторону электорат, скептически настроенный в отношении либеральной экономической политики нынешнего правительства и зависимости страны от иностранных государств.

«Людей радует, когда я говорю о помидорах и луке», — смеется Хаммами, однако растущая стоимость жизни, экономические проблемы и безработица действительно интересуют избирателей.

Хаммами надеется, что неожиданный успех его коалиции на парламентских выборах можно развить. Быть мусульманином — это замечательно и достойно, но ведь необходимо еще и чем-то питаться и быть в состоянии оплатить счет за электричество, заявляет 62-летний политик, который был в оппозиции в период президенства Бургибы и Бен-Али и большую часть своей жизни провел в подполье или тюрьме.

Соблюдать конституцию

Во время посещения одного из городских кварталов, где проживает беднота, «сыну народа», как гласит избирательный слоган Хаммами, оказан теплый прием. Местный житель Айха Дриди называет этого кандидата в президенты «бойцом» и «добрым человеком», который стоит на защите интересов бедных.

Хотя полномочия будущего президента ограничены, он обязан следить за соблюдением новой конституции, которая была принята в январе 2014 года. И ее строгое соблюдение станет одной из важнейших задач этого первого полноценного президентства после революции в Тунисе. Как только станут очевидны первые итоги президентских выборов, начнутся и переговоры о создании правящей парламентской коалиции. По оценкам наблюдателей, пока все новые главы министерств и ведомств займут свои постах, уже может наступить февраль.