Правительство просит не паниковать, однако просчитанные действия Нацбанка говорят о том, что все случившееся — не случайность

Девальвация буквально упала на Беларусь. Еще неделю-две назад о ней говорили как о возможной, но не обязательной. Теперь обсуждается только вопрос о ее размере и способе.

Возможных вариантов здесь три:

1. Продолжение нынешней политики плавного ослабления белорусского рубля на 1-1,5% в месяц

2. Разовая девальвация на 50% и выше

3. Множественность курсов

Тут нужно отметить, что для первого и второго вариантов необходима «подушка безопасности» не менее 2 млрд долларов. Опыт 2009-2013 годов показывает, что иначе сдержать валютный ажиотаж и удержать ситуацию под контролем будет сложно. Без такой «подушки» ситуация перейдет в третий вариант, только ЗВР уменьшатся на эти 2 млрд долларов.

Итак, разберем каждый из вариантов.

Первый, продолжение нынешней политики плавной девальвации. Плюсами являются сохранение видимости стабильности и поддержка относительно высокого уровня жизни населения. Появляется время на поиск дополнительных кредитов для поддержания экономики. Минусами являются продолжение проблем со сбытом белорусских товаров в РФ и другие страны, где произошли девальвации, и давление на ЗВР, которые будут постепенно снижаться.

Второй, девальвация на 50% и выше. Плюсами является временное улучшение со сбытом белорусской продукции и уменьшение доли з/п в стоимости товаров. Минусами являются заметное падение уровня жизни населения и рост спроса на валюту с сокращением ЗВР.

Третий, множественность курсов. Плюсами являются сохранение ЗВР и возможность определить равновесный курс без трат ЗВР. При этом улучшаются условия для работы субъектов хозяйствования и появляется возможность за счет манипулирования статистикой поддерживать «красивую картинку». Появляется время для поиска дополнительных источников финансирования.

То есть первый вариант — это временное решение политических вопросов за счет экономики, а второй вариант — это временное решение экономических проблем за счет населения и субъектов хозяйствования. Но это именно временные решения, максимум на полгода-год. Без новых кредитов все вернется на исходные позиции. Потому что причины перманентного кризиса находятся в самой модели белорусской экономики. Единственное, что могут делать правительство и Нацбанк в этих условиях, – это создавать видимость стабильности в перерывах между кризисами.

Почти полная зависимость Беларуси от российского рынка сужает и те возможности, которые есть: растет экономика России — растет и экономика Беларуси, кризис в РФ — проблемы и в Беларуси. Вот и сейчас, многое, если не все, будет решаться при встрече руководителей Беларуси и России. Без получения хотя бы 2 млрд долларов срочной помощи Беларуси ничего не останется как ввести множественность курсов. Под тем или иным соусом.

Например, уже объявлено о введении 30% сбора с продажи валюты юридическим и физическим лицам. При этом официальный курс остается прежним. То есть дельта между покупкой-продажей валюты будет составлять 30%, что открывает широкий простор для валютчиков.

Сегодня, 19 декабря, отменены торги на биржевом рынке. По все видимости, из-за огромного спроса на валюту. В очередной раз закрыт внебиржевой рынок. Появилась информация о проблемах со снятием денег с карточек белорусских банков за границей.

Чтобы погасить панику, до 50% увеличены процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности банков. Планируется, что это приведет к увеличению ставок по рублевым депозитам.

Наверняка будет объявлено и о других мерах, призванных погасить панику на валютном рынке. Но все эти меры, если и окажут свое благотворное действие, то не в ближайшие дни.

Сейчас можно говорить, что девальвация была неизбежна. И это действительно так. Но та скорость, с которой все произошло, требует объяснения. Ссылки на валютный кризис в РФ не совсем проходят, потому что там уже все успокоилось. Причины такой «срочности» кризиса в Беларуси и просчитанные действия Нацбанка говорят, что это не случайность. Особенно в канун встречи в Москве, когда кредит для «поддержки штанов» жизненно необходим.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «ВЭД и валютное регулирование», специально для Telegraf.by.

Как вам новость?
Головоломки