02. 12. 2014

Сколько заработал рынок белорусского бизнес-обучения в этом году

За последние 3 года отечественный рынок бизнес-обучения стабильно «прибавлял в весе». В текущем году его объем составил более 7 млн $. Однако, по оценкам экспертов, потенциал этой сферы гораздо более значителен и достигает 28 млн $. Такие данные представила консалтинговая компания BusinessTools 24 ноября на бизнес-вечере, посвященном итогам и тенденциям года в сфере делового образования.

Наиболее популярными в области бизнес-обучения  в Беларуси остаются сборный и корпоративный форматы краткосрочных и среднесрочных программ. При этом корпоративное обучение в крупных компаниях активно проводится  с помощью как отечественных, так и зарубежных провайдеров. Сегмент долгосрочных программ уровня МВА также прирос и в денежном выражении превысил 1 млн $.

Доходность   внешнего корпоративного обучения во многом связана с постепенным удорожанием этой услуги. За последние три года ее стоимость выросла, по оценке экспертов BusinessTools, более чем на 30%.  В этом году один день корпоративного тренинга у лидеров рынка стоил  около $1 500. В сборном формате средняя стоимость одного дня обучения увеличилась не более, чем на 5% по сравнению с 2013 годом и составила в среднем по рынку 210$.

Кто больше всех инвестирует во внешнее обучение в Беларуси

Основные потребители корпоративного обученияIT-бизнес и крупные производственные компании. На их долю приходится практически 50% услуг на рынке. В сборном формате основные потребители распределились более равномерно по отраслям рынка.

Среди наиболее популярных тем в сборном формате лидирует обучение в области  личной эффективности руководителей. По прогнозу экспертов, эта услуга сохранит востребованность и в ближайшие годы.

В корпоративном формате исторически заказчиков больше всего интересует обучение в области продаж. Впрочем, крупные компании взялись за активное создание собственных университетов и обучающих центров, основной задачей которых будет базовая подготовка массовых должностей. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать снижения спроса на обучение в области продаж. Во внешнем корпоративном формате эксперты также как и в сборном ожидают прирост доли обучения для руководителей.  

«Провисающие» в Беларуси вопросы по сравнению с российским и западными рынками -  управление  производством, стратегический маркетинг и логистика. Основные причины – отсутствие достаточного количества экспертов в этих сферах.

Что ждет бизнес-обучение в  2015 году

По прогнозу BusinessTools, объем рынка Беларуси сможет сохранить темпы роста и преодолеть показатель  в 8 миллионов долларов в 2015 году, но только в случае нормализации геополитической и экономической ситуации в Российской Федерации.  Основными драйверами роста в этом случае станут развитие частного бизнеса, частичное «открытие» государственного сектора, укрупнение основных потребителей услуг. Кроме того на рост рынка уже сегодня влияет ощутимое  «омоложение» менеджерского состава частных белорусских компаний, которому требуются быстро пополнение багажа знаний.

Однако последние политические события, а также решение ОПЕК не снижать объемы добычи нефти несут серьезные угрозы для экономики России, а значит - и для нашей тоже. Тормозить развитие отрасли обучения в 2015 году может ускорение темпов девальвации белорусского рубля, увеличение дебиторской задолженности компаний и как следствие - сокращение инвестиций в развитие сотрудников.

Источники данных о рынке бизнес-образования: сведения от ключевых игроков сегмента и компаний-потребителей услуг,  экспертные оценки, анализ публикаций на тему бизнес-обучения  за последние три года.

Справка: BusinessTools – частная тренинговая и консалтинговая компания,  объединяет ряд белорусских и зарубежных тренеров, за плечами которых в совокупности более 4000 групп, прошедших обучение,  и более 300 консалтинговых проектов.

- Ваша киска купила бы «Вискас»!

- Моя Киска купила бы «Лексус», но эта дура не знает пин-код моей карты.

еще

Кто станет чампионом Европы по футболу?