06. 01. 2015

Кинопродюсер Юрий Игруша: будущее белорусского кино зависит от нас

Тема: Кинопродюсер Юрий Игруша: будущее белорусского кино зависит от нас

/

Этой зимой можно научиться делать кино, даже если ваша единственная камера – это мобильный телефон. В рамках фестиваля SMARTFILM в Минске проходят мастер-классы с участием известных белорусских и иностранных представителей киноиндустрии. Известный белорусский продюсер Юрий Игруша, гость ближайшего мастер-класса 8 января, поделился с читателями Телеграфа своим взглядом на процесс кинопроизводства и современные мобильные технологии.

Кинопродюсер Юрий Игруша уже более 25 лет в кино.

На протяжении своей творческой карьеры он снимал кино и сам участвовал в съемках, успел подружиться с мастерами отечественного и зарубежного киноискусства, был одним из авторов телепрограммы "Око" и входил в состав команды создателей ОНТ, как генеральный продюсер.

Сегодня Юрий Игруша уверен, что отечественной киноиндустрии необходим институт продюсирования. По его мнению, значительная часть проблем в этой области связана именно с его отсутствием.

- Какие проблемы приходится решать белорусским режиссерам в процессе создания фильма?

- Диапазон проблем очень большой. Ведь сегодня в белорусском кино происходит поиск собственного пути, и каждый режиссер сталкивается с проблемой выбора проекта, фильма, сценария...

Но кино - это очень коллективный труд. От режиссера здесь далеко не все зависит. В Беларуси не проработана тема продюсирования. Возможно, часть проблем белорусского кино связана именно с этим.

Продюсер является связующим звеном в процессе отбора проекта и контактов со сценаристом и режиссером. Первый, кто подводит платформу под реальность создания фильма - это продюсер. После этого, в тандеме с режиессером, которого он выбирает для проекта, они начинают работать, как единомышленники. Поэтому  я бы порекомендовал белорусским режиссерам искать своих продюсеров в первую очередь.

Компания, особенно государственная, выполняет лишь функции продюсера. А само понятие "продюсер" подразумевает личность человека, имеющего опыт, который может обьединить все составляющие кинопроцесса.

Это извечная проблема кино – какой сценарий снимать, что это будет за фильм...

И это помимо собственных вопросов, которые должен решать режиссер. Таких, как создание своего собственного почерка, взгляда, ведь кино - это творческое высказывание, в том числе и режиссера. Это его личный взгляд на мир, на ту историю, которая происходит по сценарию. Выбор этой истории - один из ключевых моментов. И здесь может помочь продюсер, в руках которого все основные нити проекта.

Все мировое кино держится на институте продюсирования. Удачные проекты - это удачная продюсерская работа. Хотя он всегда остается за кадром, а на первом плане – личность режиссера.

Юрий Игруша и Константин Фам

- Расскажите о вашей компании, созданной совместно с режиссером Константином Фамом. Как вы планируете поддерживать молодых белорусских режиссеров, ведь это является одной из целей компании?

- Конечно, основная цель созданной с Константином Фамом компании - это кинопроизводство.

Это творческая инициатива и продвижение проектов на международный рынок, потому что в зоне наших интересов находятся проекты, которые могут быть интересны за пределами Беларуси.

Но уже давно назрела ситуация, требующая поддержки молодых кинематографистов. В частности тех, кто работает с формой короткометражного кино, которое в Беларуси активно развивается в последнее время.

- Появилось очень много авторов, которые, сделав фильм, испытывают потребность в поддержке, помощи в продвижении проектов. Они либо не имеют опыта в продвижении продукта либо не знают, как осуществить это на практике, а двигаться в одиночку с фильмом очень сложно.

Первым шагом в этом направлении стала наша идея создания первого белорусского киноальманаха, состоящего из короткометражных фильмов. С этой формой у нас еще никто не работал. В этом альманахе будут собраны лучшие работы последних лет, и это позволит авторам продвигаться в группе.

Фильм, состоящий из коротких новелл, приравнивается к полнометражному. С ним проще работать, проще его продвигать.

Мы над этим сейчас будем активно работать, говорить с молодыми фильммейкерами, предлагать им участие, отбирать работы. Ведь к зрителю пробиться очень сложно, и объединение в единый и завершенный продукт облегчит этот процесс. Тем более, что на белорусской ниве кинопроизводства уже много хороших короткометражных работ, особенно молодых авторов.

В гостях у Кшиштофа Занусси

- В чем нуждаются начинающие белорусские режиссеры? Можете ли вы помочь им состояться? Как они могут заинтересовать опытного продюсера?

- Работа над киноальманахом не исключает идею продюсирования отдельных авторов с их фильмами в процессе производства. Но начинать необходимо с идеи. Идея в создании короткометражного фильма является ключевым моментом, залогом успеха.

Зачастую молодые авторы берутся за первую попавшуюся идею. Это бессмысленно.

Основной вопрос – чем будем удивлять зрителя? Это лежит в основе короткого метра.

Либо это будет какой-то новый эксперимент с формой, либо оригинальная идея – нужно смело искать свой, необычный киноязык. Это суть короткометражки.

Конкуренция здесь жесточайшая, тысячи работ подаются на фестивали. Стать заметным можно только с какой-то необычной и интересной сверхидеей либо какой-то новой формой. При наличии этих факторов гораздо выше шанс зрительского успеха.

Канны. С Сергеем Лозницей

- Какие свои продюсерские работы вы считаете наиболее удачными?

- Знаковым для меня является участие в фильме «В тумане» Сергея Лозницы. Для Беларуси это был серьезный прорыв. Четыре страны – Германия, Беларусь, Россия и Голландия объединили усилия по экранизации произведения белорусского автора.

Также для белорусов это был хороший опыт работы в большой команде. Ресурс киностудии впервые был использован на съемках в Европе.

В Каннах с Константином Фамом

- Хочу особенно отметить также фильм "Туфельки". Это также знаковый проект, который дал нам много опыта.

Кадры из фильма "Туфельки"


Фильм участвовал более чем в тридцати фестивалях, завоевал призы и награды разного уровня, с ним впервые мы прошли квалификацию на Оскар.

Это серьезный опыт, который открыл нам многие возможности и понимание того, как работает механизм кино.

А в целом для меня все проекты значимы, так как каждый из них - это часть моей жизни, с которой я приобрел опыт. Это моя любимая работа, моя профессия.

На фестивале в Монте-Карло

- Имеет ли шанс непрофессиональный режиссер, желающий попробовать свои силы, на ваше внимание, как продюсера? Что необходимо знать человеку, который собрался снимать кино?

- Его идея должна захватить нас обоих. Наши взгляды на идею фильма должны совпасть, это самое важное. Это не ремесло. Здесь важен личностный интерес.

Если сценарий либо идея не вызывает у меня, как у продюсера, никакого интереса, то я не буду заниматься проектом.  Деньги здесь на последнем месте. Я и режиссер должны загореться этой идеей, чтобы пожелать ее воплотить.

К сожалению, я иногда наблюдаю у молодых авторов рутинный подход к этому, вижу, что им самим идея не интересна. Делать что-либо только потому, что надо что-то делать – подход неправильный. Идея должна тебя захватить, чтобы ты не смог без нее обходиться ни днем, ни ночью.

Белорусский видеоцентр

- Но для начинающего автора, помимо творческого аспекта, актуален еще и вопрос финансирования. Как быть с этим?

- Да, финансовая сторона - это вторая задача, которую нужно решать.

Конечно, чем профессиональнее становится человек, тем у него больше требований. Но далеко не всегда для короткометражного кино, особенно начинающим режиссерам, так необходимы серьезные финансы. Это иллюзия.

Когда я слышу жалобы на то, что негде взять денег на проект, первый вопрос, который я задаю, звучит так: «А вы пробовали что-то сделать? С кем-то поговорить на эту тему?". Профессионалы часто идут навстречу, актеры могут бесплатно сниматься, если им это интересно.

Кадр из фильма "Последняя сказка Риты" с участием Татьяны Друбич

- Здесь можно вспомнить Ренату Литвинову с фильмом "Последняя сказка Риты", где большинство актеров снялись бесплатно, включая знаменитую Татьяну Друбич.

Татьяна Друбич сделала это и потому, что тема фильма была интересна ей и близка к ее деятельности, связанной с хосписом.

Ниша арт-хауса, наряду с  трудностями, дает и определенные возможности, как вы думаете?

- Совершенно верно. Жанр арт-хауса вообще очень перспективен здесь, в Беларуси. Он предоставляет широкое поле деятельности.

Начинающим режиссерам сложно сразу найти деньги, без опыта и репутации за плечами. Они должны пройти самый сложный этап, где нужно заявить о себе.

Поэтому важно сперва разобраться в принципах кинопроизводства и его составляющих. Нужно оценить свои возможности, составить смету, календарь. Не следует браться за сценарии, которые потребуют дорогого реквизита, например. Если нет шансов получить финансирование, лучше за это не браться.

В рамках современных тематик не требуется больших вложений в реквизит. Фильм можно снять на любом виде технического оборудования, которое позволяет записать качественный цифровой видеосигнал. Не стоит упускать возможность аренды оборудования. Нужно учиться оценивать свой проект. Нет такой сметы, которую нельзя уменьшить.

Я бы резюмировал, что основная задача молодых кинематографистов состоит в поиске единомышленников.

На съемках

- Что необходимо для успеха и признания фильма публикой?

- Фильм должен прежде всего состояться в той команде, которая его делает, как завершенный целостный и осмысленный продукт. Такой продукт проще продвигать.

Зрителя можно только заинтересовать. Заставить его смотреть то, что он не хочет, невозможно. В этом и состоит основная задача команды, работающей над фильмом.

Существует масса механизмов продвижения для начинающих. Первого фильма, котроткометражного…

Масса фестивалей проводится во всех странах, и большого, и короткометражного. Есть целая платформа в интернете. Над продвижением собственного фильма нужно работать. Завоевать имя, стать заметным. Это первый шаг.

Мурманск. На съемках

- Какие жанры имеют перспективу в Беларуси? Каких не хватает?

- Любой жанр, сделанный талантливо, будет востребован, будь это драма, мелодрама или историческая зарисовка. Все зависит от того, как это сделано, каким языком рассказана история.

К сожалению, в Беларуси полностью отсутствует фантастика. Мало кто пытается этим путем идти, хотя это серьезный мировой тренд. И для этого не нужно суперфинансирование на какие-то спецэффекты. Вспомним фильм "Сталкер" Тарковского.

А кто работает с молодыми белорусскими авторами-фантастами? Кто предлагает им экранизировать какие-то идеи? Этим необходимо заниматься, искать вокруг себя единомышленников, смотреть по сторонам и стучаться в двери. Они откроются.

Нужно всегда смотреть, чего еще нет. Если все побежали в одну сторону – беги в противоположную.

Италия

- Какая форма предпочтительна для начинающего режиссера?

Для молодых людей самый приемлемый формат – короткометражное кино. Полнометражное кино можно делать только после того, как получишь опыт создания короткого метра.

Важно пройти все стадии кинопроизводства самому, понять, что такое съемочная площадка, что такое монтаж, озвучание. Только имея за плечами ряд рябот и понимая все составляющие кинопроцесса, можно начинать думать о полнометражном кино. Нужно получать опыт на малых формах.

Взлет короткометражного кино связан с наиболее популярными носителями, на которых люди смотрят видеопродукцию. На сегодня, по статистике, наибольшее количество короткометражных фильмов, до 10-15 минут, смотрят через смартфон. На планшетах фильмы длительностью более 15 минут.

Так что эта форма доступна и быстро грузится. А вот полнометражное кино нужно смотреть в кинотеатре с полноценным звуком.

Канны

- Как вы относитесь к мобильному кино?

- Положительно. Это хорошая область, в которой молодой человек, испытывающий интерес к кинопроизводству, может попробовать себя. Причем безболезненно понять, может ли он это делать, его ли эта тема.

Если можешь не снимать кино, лучше его не снимать. А вот если не можешь не снимать – тогда и нужно продвигаться дальше.

На таком маленьком проекте человек может оценить сам себя. А разобраться с самим собой – это первое, что должен сделать начинающий режисссер. Я сам начинал с малых экспериментальных форм.

- Какие перспективы у мобильного кино?

- Есть общие мировые тенденции и мобильное кино будет развиваться вместе с ними, я думаю. Сейчас голод на новые формы и идеи, а не на способ технической реализации.

80-е годы

- Каким вы видите будущее белорусского кино?

- Таким, каким мы его построим. Потому что оно зависит от нас. От того, насколько активно мы будем его развивать. От тех людей, которые этим занимаются, от их профессионализма. Если мы будем заниматься этим с полной отдачей сил, то будет и будущее. Я оптимистично смотрю на это.

Может быть, не так быстро, но положительные перемены происходят. Я сам стараюсь активно участвовать в этом процессе.

Премьера фильма "Дочь Припяти"

С кинопродюсером Юрием Игрушей беседовала Алевтина СНЕЖИНА.

Фото из личного архива Юрия.

Как ранее сообщал Телеграф, фестиваль SMARTFILM - четвертый фестиваль-конкурс мобильного кино, который проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси.

Ближайший мастер-класс в рамках фестиваля SMARTFILM состоится 8 января. Зарегистрироваться для участия в мастер-классе можно здесь.

В Студии Smartfilm все желающие смогут не только пообщаться с профессионалами из мира кино, посмотреть и обсудить с ними лучшие мировые короткометражки, но также принять участие в мастер-классах, на которых узнают некоторые секреты кинопроизводства и познакомятся с последними новинками мобильных технологий.

Хорошо быть бабушкой, потеряла носок - связала новый.

еще

Привыкли ли вы к новым ценам и деньгам?