Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?

Кризис, на который приходится открытие знаковых торговых центров Минска, внес свои коррективы в амбициозные планы инвесторов. О том, с какими трудностями предстоит столкнуться еще не открывшимся объектам торговли, мы поговорили со специалистом белорусского офиса международной консалтинговой компании Colliers International, а также выяснили у девелоперов, какие антикризисные стратегии они избрали для вхождения на рынок в 2015 году.

 
Dana Mall

2015 год сулил столице настоящую революцию на рынке торговых площадей. Ведь три года назад началось строительство крупнейших по минским меркам торговых центров, инвесторы обещали привлечь в столицу мировые бренды, за которыми минчане до сих пор ездили “шопиться” в Европу, и все эти громкие заявления звучали на фоне относительной стабильности белорусской экономики в 2012 году. Если обратиться к прошлому, легко заметить, что так начинался каждый этап эволюции рынка торговой недвижимости в Минске. Не стал исключением и последний всплеск девелоперской активности, объясняет директор консультативного отдела Colliers International Денис Четвериков.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?

– На фоне практически полного отсутствия современных ТРЦ, относительной стабильности (до 2008-2011 гг.) и восстановления экономики после кризиса 2011 года ряд девелоперов увидели перспективность инвестиций в торговую недвижимость. Кроме того, в 2012 году известные бренды выразили готовность рассматривать Беларусь для открытия своих торговых точек. Это еще не давало гарантий в легком заполнении регионального торгового центра, но придавало некой уверенности девелоперам.

Не обошлось и без политического содействия. В 2011 году на государственном уровне было принято решение за пять лет увеличить обеспеченность населения торговыми площадями с чуть более 300 кв.м на 1000 жителей до 600 кв.м. Под эту задачу потенциальным инвесторам было значительно проще получить участок для строительства торгового объекта, прежде всего крупноформатного.

– Большинство минских объектов повторяют путь, пройденный десятилетиями ранее в Европе, считает специалист Colliers. И 2012 год – это очередной планомерный этап развития рынка торговых площадей. Он стал отправной точкой в реализации многих знаковых для локального рынка проектов ТРЦ. Стартовало строительство Palazzo Mall, Green City, Galleria Minsk, Dana Mall и других более мелких торговых центров. По планам девелоперов они должны вплотную приблизиться к западным аналогам ТРЦ соответствующих поколений. Но ни один из них не будет уникален для мирового рынка.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Palazzo Mall

Бренды в раздумьях

Последствия кризиса хорошо ощутимы для рынка торговой недвижимости уже сейчас: уровень спроса падает, арендные ставки снижаются, ритейлеры мигрируют, а СМИ все чаще говорят о том, что долгожданные бренды вынуждены отложить свой выход на белорусскую арену. Эксперты рынка тоже не тешат нас хорошими новостями, предупреждая, что новым объектам будет сложно привлечь операторов в 2015 году: объем ввода новых площадей очень велик, события на финансовом рынке неутешительны, а действия Минторга отпугивают потенциальных ритейлеров. Но по мнению Дениса Четверикова, ситуация отнюдь не столь однозначна.

– Иллюзия, что к нам в страну выстроилась очередь из ведущих мировых брендов, которые ждут 2015 года, чтобы занять все торговые центры Минска, была отчасти создана в сознании некоторых девелоперов, СМИ и посредников, спекулирующих в сфере недвижимости. На самом деле мало кто из серьезных fashion-операторов собирался войти в Беларусь в 2015 году, и те из крупных, которые планировали, в основном свои планы не поменяли. Так что 2015 год не принесет радикальных изменений в наборе потенциальных арендаторов. 

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?

Директор по исследованиям и консалтингу Colliers International отмечает, что многие бренды (Reserved, River Island, Mohito, Cropp Town и Ostin) рассматривают перспективы вхождения на минский рынок в самом ближайшем будущем и в первую очередь видят себя в новых торговых центрах, открытие которых запланировано на 2015 год. И все-таки кризис внес свои коррективы в текущую ситуацию. 

– Беларусь действительно утратила определенную привлекательность для инвесторов и зарубежных компаний. А значит, те бренды, которые пока не зашли в страну, но собирались это сделать в ближайшие 2-3 года, могут отложить рассмотрение данного вопроса. На аренде качественных объектов это скажется незначительно. Наоборот, многие операторы, особенно иностранные, воспользуются текущей ситуацией и усилят свое присутствие, т.к. именно сейчас можно взять лучшие места по более привлекательным для себя ставкам аренды. На что действительно повлияла текущая ситуация, так это на планы инвесторов и операторов по вхождению в Беларусь. Однако, некоторая утрата доверия будет иметь эффект скорее не в 2015 году, а в 2016–2017-м. Связано это с повысившимися страновыми рисками и сложной прогнозируемостью развития в стране.

Ужесточенная конкуренция за ритейлера

Специалисты коммерческого рынка недвижимости сегодня говорят об избытке торговых пространств, с которым столица столкнется в ближайшем будущем. Сегодня обеспеченность Минска торговыми площадями составляет 500 кв.м на тысячу жителей, а если в эксплуатацию будут введены запланированные точки, то по итогам 2015 года этот показатель может достигнуть 700 кв.м на тысячу жителей и вплотную приблизиться к европейскому уровню. Но, по мнению Дениса Четверикова, подход, основанный на “средней температуре по больнице”, в корне неверен: мелкие торговые центры едва ли составят конкуренцию знаковым объектам, открытие которых запланировано на 2015 год.

– Ряд локальных аналитиков приводят обобщённые цифры по рекордному объему вводимых торговых площадей, на основании чего делается вывод о том, что заполнить все площади не удастся. Но вводимые в 2015 году объекты неоднородны по размерам и формату. И, значит, далеко не все из них являются конкурентами друг другу. Крупные сетевые операторы будут выбирать удачно расположенный торговый центр (метро, пешеходные потоки, высокая плотность жилья в первичной зоне, транзитные автомобильные потоки без пробок и проч.), с GLA (арендопригодной площадью) не менее 30 000 кв.м и актуальной концепцией, позволяющей адекватно расположить на этаже современные магазины. С учетом требований операторов, в конце 2015 года в Минске появится сравнительно немного объектов, конкурирующих за звание современного ТРЦ и претендующих на наиболее популярные брэнды: Green City, “Замок”, Dana Mall, Galleria Minsk.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Dana Mall

– В любом случае, появление большого количества объектов, сопоставимых по размеру, формату и находящихся в пересекающихся зонах обслуживания, приведет к ужесточению конкуренции: снижению арендных ставок в более слабых объектах и "перетягиванию" лучших операторов в более удачные.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Dana Mall

– Таким образом, ничего нового или необычного для белорусской действительности не произошло. Единственное изменение – предложение качественных объектов стало больше, но и спрос также вырос. Поэтому от участников рынка ожидаются действия, типовые для ситуаций ограниченного спроса и наличия предложения.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Dana Mall

Как торговые центры, открытие которых запланировано на 2015 год, будут адаптироваться к новым условиям рынка? Этот вопрос мы задали представителям управляющих организаций.

Юрий Усик, директор управляющей организации СООО "ЕвроCтэпГрупп", которая реализует проект по открытию торгового центра Green City:

– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительство торгового центра Green City продолжается, и его открытие запланировано в 2015 году. Сейчас фактическое заполнение торгового центра составляет более чем 75% арендных помещений, и заключены соответствующие договоры. По сдаче в аренду оставшегося количества торговых площадей ведутся активные переговоры с представителями, по нашему мнению, наиболее интересных, в том числе и не представленных в Республике Беларусь брендов, соответствующих концепции торгового центра Green City.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Green City

– В условиях кризисных проявлений наша компания испытывает определенные трудности. Вместе с тем позиционирование торгового центра Green City, его месторасположение и масштабы в совокупности с индивидуальным подходом к переговорному процессу не потребовали избирать антикризисную стратегию и позволяют продолжить работу по вхождению на рынок в современных условиях.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Green City

– Цель торгового центра Green City – стать местом притяжения для жителей Минска, членов их семей и гостей города, где будет возможно приобрести необходимые товары и прекрасно провести время.

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Green City

В состав комплекса Green Cityвойдет крупнейший белорусский гипермаркет, бизнес-центр “А”-класса, трехзвездочный, по европейской классификации, отель, фитнесс и spa-центр, бутики, кафе, рестораны.

В 2013 году испанский ритейлер Inditex Group анонсировал возможное появление в Минске долгожданных для белорусского потребителя брендов Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius, причем ставка делалась аккурат на Green City – именно там собирался арендовать помещения известный ритейлер. И хотя никаких официальных заявлений от Inditex Group с тех пор не поступало, в начале года ряд экспертов упомянули о том, что приход названных брендов в Минск вновь откладывается.

Ирина Пехова, руководитель ТРЦ Galleria Minsk:

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?

– Очевидно, что кризис внесет свои ограничения в развитие сетевых компаний. Рынок замер до марта – апреля. Что касается антикризисных стратегий, тут она может быть только одна: взять паузу, выждать, пока произойдет оживление рынка. Оно, очевидно, произойдет, потому что рынок – это циклическая система. При этом операторы будут придерживаться обратной стратегии: в их интересах арендовать помещение в кризисный год, когда спрос очень низок и можно снять максимально комфортные помещения по максимально комфортным ставкам, заключив договор на длительный срок. Поэтому, если у девелопера есть возможность, он, конечно, будет выжидать. Что касается ТРЦ Galleria Minsk , мы бы не хотели озвучивать свои антикризисные стратегии – на то она и стратегия, чтобы держать ее в секрете. 

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Galleria Minsk

– Заявлять о своем открытии мы будем за три месяца до него. Есть предварительные сроки, которые были озвучены на презентации проекта, более актуальную информацию мы пока распространяем только среди инвесторов. 

Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми ТРЦ, входящими на рынок в кризисный год?
Galleria Minsk

В состав торгово-развлекательного центра Galeria Minsk войдут более 150 магазинов, супермаркет, рестораны и фуд-зоны. Помимо торговой части в комплексе будет представлена 20-этажная гостиница DoubleTree by Hilton категории "4 звезды". Внешние стены торгового центра будут облицованы фактурным стеклом, благодаря чему здание должно напомнить “элегантную шкатулку с драгоценностями”. Кроме того, на его фасаде будет установлен самый большой мультимедийный монитор в Беларуси. Открытие Galeria Minsk многократно переносилось, и во время последней презентации было назначено на лето 2015 года. Но в начале февраля Президент издал указ, которым отложил открытие ТРЦ до сентября.

 

Как вам новость?