Рубрики
Мировые новости

Как умирают атомные подлодки

Утилизация списанных подводных лодок, оснащенных атомными силовыми установками, – сложный и трудоемкий процесс, пишет корреспондент BBC Future.

Атомные подводные лодки давно будоражат умы голливудских сценаристов – достаточно вспомнить боевик "Охота за "Красным Октябрем" или сериал 1960-х "Путешествие на дно моря" (Voyage to the Bottom of the Sea). Эти боевые корабли неизменно представляются грозными инструментами геополитического влияния, бесшумно скользящими в мрачных океанских глубинах по своим совершенно секретным делам.

Но когда срок службы такой подлодки заканчивается, она превращается в плавучий источник радиоактивной опасности, поскольку на борту находится трудноизвлекаемое отработанное ядерное топливо. Военно-морским силам, имеющим на вооружении атомные субмарины, приходится прилагать огромные усилия для утилизации стареющего наследия холодной войны.

В результате этой работы возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов – реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.

Ржавые останки

Кладбище дизель-электрических подводных лодок в фиордах Оленьей губы на северо-западе Кольского полуострова, в арктической части России, выглядит сюрреалистично: тут и проржавевшие носовые части субмарин с обнажившимися каналами торпедных аппаратов, и ветхие боевые рубки, накрененные под неестественными углами, и разрушенные корпуса, похожие на раковины моллюсков, разбитых чайками о камни.

Подлодки Подлодки "Кострома" и "Псков" на приколе

Как считают в международном экологическом объединении "Беллона" со штаб-квартирой в норвежском Осло, советский флот превратил Карское море в "аквариум, полный радиоактивного мусора". На морском дне покоятся около 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерных реакторов и пять атомных подлодок, затопленных целиком – у одной из них оба реактора до сих пор под завязку заполнены топливом.

Сейчас к району Карского моря присматриваются нефтегазовые компании. Если при бурении скважины случайно будет повреждена защитная оболочка реактора или топливных элементов, это может вызвать радиоактивное загрязнение рыболовных промыслов, предупреждает управляющий директор "Беллоны" Нильс Бомер.

Официальные кладбища подводных лодок – другое дело. Их можно даже найти на Google Maps. Если рассмотреть в высоком разрешении спутниковые фотографии самого большого хранилища ядерных отходов США в Хэнфорде, штат Вашингтон, хранилища в губе Сайда на Кольском полуострове или корабельных верфей вокруг Владивостока, можно заметить ряды стальных контейнеров-тубусов, каждый около 12 метров в длину. В Хэнфорде контейнеры в ожидании захоронения уложены в длинных земляных траншеях. В доках губы Сайды они хранятся ровными рядами, а в Японском море – пришвартованы к пирсу на базе подводных лодок Павловск неподалеку от Владивостока.

Удаление топлива и извлечение реакторов

Эти контейнеры, известные как трехотсечные блоки, – все, что осталось от сотен атомных субмарин. Они представляют собой освобожденные от топлива и герметично запаянные блоки реакторов, которые создаются в процессе списания подлодок. Процесс доведен до совершенства на военно-морской верфи и промежуточной станции технического обслуживания Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон.

Так заканчивается жизнь субмаринТак заканчивается жизнь субмарин

Это кропотливый процесс. Сначала списанную подлодку буксируют в специальный док, где из реакторного отсека сливают все жидкости, обнажая отработанные топливные сборки. Затем каждую из сборок по отдельности извлекают из реактора, помещают в контейнеры для отработанного топлива и по железной дороге направляют для утилизации на завод долгосрочного хранения и переработки использованного топлива. В США это предприятие под названием Naval Reactors Facility, расположенное на территории Национальной лаборатории Айдахо, а в России – производственное объединение "Маяк" в Челябинской области.

Хотя после этих операций в парогенераторах, насосах, клапанах и трубопроводах реакторного отсека больше не осталось обогащенного урана, металл, из которого они изготовлены, после десятилетий бомбардировки нейтронами сам стал радиоактивным. Поэтому после извлечения топлива подлодку отводят в сухой док, где реакторный отсек, а также отсеки, непосредственно к нему прилегающие, вырезают из корпуса. После чего на вырезанный фрагмент навариваются толстые стальные заглушки. Таким образом, трехотсечные блоки в действительности представляют собой герметично запаянные сегменты самой субмарины. Все нерадиоактивные компоненты подводной лодки утилизируются отдельно.

Реакторы атомных субмарин, складируемые под ВладивостокомРеакторы атомных субмарин, складируемые под Владивостоком

Россия сейчас также применяет эту технологию — Запад в свое время опасался, что из-за менее строгих требований, предъявлявшихся в наследнице СССР к процессам утилизации ядерных отходов, отработанное топливо может оказаться в руках террористов. Так, в бухте Андреева неподалеку от губы Сайда до сих пор хранится отработанное топливо с 90 подлодок, списанных в период между 1960-ми и 1970-ми гг.

В 2002 г. страны-члены Большой восьмерки запустили 10-летнюю программу стоимостью 20 млрд долл. по передаче Российской Федерации американских технологий утилизации ядерных отходов. Благодаря этой программе российские стандарты утилизации существенно повысились, условия хранения топлива улучшились, было построено наземное хранилище для списанных реакторов.

Плавучая угроза

По словам Бомера, более безопасное наземное хранилище было необходимо потому, что в Сайде трехотсечные блоки просто оставляли на плаву (заполненные воздухом отсеки по обе стороны от реакторного обеспечивают конструкции плавучесть). А в Павловске 54 блока до сих пор хранятся на плаву под открытым небом.

Советская подлодка К-19, сфотографированная в 1972 году у берегов ИрландииСоветская подлодка К-19, сфотографированная в 1972 году у берегов Ирландии

Утилизация реакторных отсеков вышеописанным образом не всегда возможна, говорит Бомер. У некоторых подлодок советской постройки реакторы охлаждались сплавом свинца и висмута, а не водой, как в распространенных водо-водяных атомных установках. После остановки реактора охладитель замерзает, превращая реакторный отсек в монолит. Бомер говорит, что две из таких подлодок до сих пор толком не утилизированы – их пришлось отбуксировать на удаленную стоянку базы Гремиха на Кольском полуострове от греха подальше.

Используя методику трехотсечных блоков, Россия на сегодняшний день утилизировала 120 атомных подводных лодок Северного флота и 75 — Тихоокеанского. В США эту технологию применили для утилизации 125 субмарин времен холодной войны. К методике трехотсечных блоков прибегает и Франция. А вот атомные субмарины Королевского военно-морского флота Великобритании сконструированы таким образом, что реакторный модуль можно извлечь из корпуса, не вырезая его вместе с отсеком. "Реактор извлекается вместе с защитной оболочкой, помещается в контейнер и отвозится на хранение", — говорит представитель минобороны Великобритании.

Британская атомная субмарина в Гибралтарском проливеБританская атомная субмарина в Гибралтарском проливе

Однако пока остается не понятным, когда будут воплощены планы Великобритании по утилизации 12 списанных подлодок, стоящих на приколе в Девенпорте на юге Англии, а также еще семи субмарин в шотландском Росайте: правительство еще не решило, на каких из пяти существующих предприятий страны следует хранить их реакторы и отработанное топливо. Затягивание с принятием решения вызывает беспокойство жителей обоих городов, поскольку количество списанных атомных подводных лодок там продолжает расти.

А подводный флот растет…

А природоохранные группы критикуют американскую методику хранения отработанного ядерного топлива. С 1953 г., когда на воду была спущена первая в стране атомная подводная лодка USS Nautilus, ВМС США складируют все отработанное топливо в Национальной лаборатории министерства энергетики в штате Айдахо. "В этой лаборатории испытывали опытный реактор для USS Nautilus; с тех пор все отработанное ядерное топливо с атомных подлодок направляют в Айдахо, — говорит Беатрис Брэйлсфорд, представитель природоохранной лоббистской группы Snake River Alliance. – Оно хранится над вторым по величине подземным водоносным горизонтом Северной Америки".

Первая атомная подводная лодка - американский Первая атомная подводная лодка — американский "Наутилус"

По словам Брэйлсфорд, хотя отработанное топливо не закапывают, другие виды отходов с атомных подлодок заглубляются в землю прямо над водоносным горизонтом, и подобная практика может продлиться еще с полвека. "Многие жители Айдахо обеспокоены такой перспективой, — говорит она. – Под угрозой не только запасы пресной воды, но и посевы картофеля – корнеплода, которым так славится наш штат".

Даже при соблюдении строгих мер безопасности радиоактивные материалы могут попадать в окружающую среду – причем порой самыми необычными способами. Например, и Национальная лаборатория, и хранилище в Хэнфорде в свое время отмечали утечку радиации из-за перекати-поле, которые попадали в резервуары охлаждения радиоактивных отходов, набирали на себя зараженную воду, а затем сдувались ветром за пределы охраняемого периметра.

Однако то, что безопасная утилизация атомных подлодок занимает длительное время и дорого стоит, никак не влияет на стремление военных стратегов строить новые и новые субмарины. "По крайней мере создается впечатление, что ВМС США считают оснащение подлодок атомными силовыми установками очень удачным решением и не собираются переходить на альтернативные источники энергии", — говорит Эдвин Лайман, аналитик в области ядерной политики из неправительственной группы "Союз обеспокоенных ученых", базирующейся в Кембридже, штат Массачусетс.

Ввод в строй новой российской субмариныРоссия, как и США, не намерена останавливаться — в планах строительство новых атомных субмарин

США не одиноки в любви к атомному подводному флоту: на российских верфях в Северодвинске строятся четыре такие субмарины, а в планах – строительство еще восьми подобных лодок к 2020 г. "Несмотря на ограниченный бюджет, Россия твердо намерена наращивать свой атомный подводный флот", — говорит Бомер. Китай занимается тем же самым.

Так что, судя по всему, скорого опустения кладбищ подводных лодок и хранилищ отработанного топлива ожидать не приходится.