Как экспортные нефтепошлины сделали невыгодным российский рынок

27.04.2015 17:33
Архив Редакция

Объемы поставок российской нефти в Беларусь уже несколько лет увязаны со встречными поставками белорусских нефтепродуктов в РФ. И каждый год Беларусь не выполняет свои обязательства, не забывая требовать поставок максимальных объемов нефти.

Но если раньше вопрос выбора между российским и европейским рынками был в 10-20 долларах с тонны, то теперь к этой разнице добавляется сумма экспортной нефтепошлины. А это уже на текущий момент около 100 долларов с тонны нефти и 50-70 долларов с тонны нефтепродуктов. К тому же на ценообразование наложился налоговый маневр, предпринятый властями РФ в 2015 году, который заметно поднял внутреннюю цену на нефть.

То есть вопрос прекращения поставок белорусских нефтепродуктов в РФ был всего лишь вопросом нескольких месяцев. После снижения цен в долларовом эквиваленте на нефтепродукты в России из-за девальвации российского рубля привлекательность российского рынка упала. Ничего удивительного, что в марте поставок в РФ не было. При этом Беларусь сослалась на договоренность о том, что если цены на российском рынке становятся существенно ниже экспортного паритета, то Беларусь может инициировать консультации о временном сокращении поставок. После того как российское минэнерго решило уточнить методику определения «существенной разницы», Беларусь в начале апреля возобновила поставки нефтепродуктов в РФ.

Но уже 22 апреля Беларусь в очередной раз прекратила поставки. Аргументация прежняя – существенная разница. Так что же это такое экспортный паритет и почему он создает такие проблемы? Экспортный паритет – это экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы. С 2015 года Беларусь оставляет экспортные нефтепошлины в своем бюджете. При этом в случае поставок белорусских нефтепродуктов в Россию эта пошлина в белорусский бюджет не попадает.

И если в январе-феврале из-за сокращения предложения бензина на внутреннем российском рынке и, соответственно, высоких рыночных цен на него поставки белорусских нефтепродуктов в РФ были хотя бы рентабельными, то с конца февраля, после того как на российском рынке предложение нефтепродуктов выросло и рыночные цены пошли вниз, отгрузка белорусских нефтепродуктов в РФ прекратилась. На начало марта разница между экспортным паритетом и биржевой ценой составляла от 3 до 8%.

После того как российский рубль начал укрепляться, особенно с конца марта, разница между экспортным паритетом и внутренними ценами начала сокращаться. В начале апреля было даже заключено несколько сделок. Но отскок курса российского рубля назад вверх и, соответственно, увеличение разницы опять сделали убыточными поставки белорусских нефтепродуктов в РФ. Теперь белорусский бензин вернется на российский рынок или когда экспортный паритет снизится до внутренних цен, или если Беларусь вынудит к таким поставкам политика. Во всяком случае, российское минэнерго уже предупредило, что рассмотрит возможность снижения поставок нефти в Беларусь на третий квартал.

В принципе, позиции сторон понятны. Беларусь, остро нуждаясь в валюте, не хочет терять даже 10-20 долларов с тонны топлива. Не говоря уже о 50-70 долларах пошлины на нефтепродукты, которые теряются в случае поставок в Россию. Тут хотя бы выйти в минимальную рентабельность. Россия же, поставляя в Беларусь свою нефть по ценам заметно ниже мировых, хотела бы иметь подстраховку в виде белорусского бензина для сглаживания пиков спроса на своем рынке. И в России вызывает недоумение желание белорусской стороны торговать на российском рынке только в плюс на фоне продажи всей российской нефти в Беларусь себе в минус. Особенно в этом году, когда Беларусь оставляет себе как минимум по 100 долларов с каждой тонны нефти. Для сравнения, Беларусь может претендовать на 23 млн тонн нефти при условии поставки в РФ 1,8 млн тонн нефтепродуктов.

Не исключено, что на последнее решение о прекращении поставок белорусских нефтепродуктов в Россию повлияла политика. Попытки руководства Беларуси выстроить новые отношения с Западом в случае успеха могут уменьшить степень зависимости Беларуси от России. Но без денег – точнее, новых кредитов – удержать ситуацию в экономике до выборов будет сложно. Затягивание же российской стороной вопроса о предоставлении очередного кредита Беларуси подвешивает принятие решения о назначении даты выборов. Вот и создаются информационные поводы, чтобы поторопить российское руководство с принятием решения. Например, через конфликты с поставками нефтепродуктов.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «ВЭД и валютное регулирование», специально для Telegraf.by

Как вам новость?
Головоломки