Соглашения с Китаем: внешнеэкономический прорыв или фикция?

13.05.2015 11:55
Архив Редакция

Цифры, которые озвучивали чиновники, расписывая итоги визита руководителя Китая в Беларусь, изобиловали количеством нулей и разностью трактовок. В 18 млрд долларов оценен весь пакет договоренностей. Минэкономики озвучило цифру в 7 млрд долларов, из которых 3 млрд долларов – льготный кредит. Наиболее выверенным было сообщение минфина о наличие договоренностей на сумму в 3,5 млрд долларов.

О чем на самом деле удалось договориться?

330 млн долларов выделят на строительство инфраструктуры Белорусско-Китайского индустриального парка, 88 млн долларов — на строительство завода по сборке легковых автомобилей "Белджи", 175 млн долларов — на развитие БелЖД и обновление подвижного состава, 500 млн долларов на развитие инфраструктуры в рамках концепции «Экономический пояс Шелкового пути».

Этот блок проектов направлен на развитие инфраструктуры, и живых денег в виде поступления кредитов Беларусь, скорее всего, не увидит. Будут китайские подрядчики, китайское оборудование, возможно, представителей белорусских компаний китайцы и наймут, но лишь в небольшом количестве. Беларусь уже осуществляла закупку подвижного состава для БелЖД. Из Китая тогда приехали электровозы. А за электровозы рассчитались китайские банки с китайскими же поставщиками. А у Беларуси возникла задолженность перед Китаем за поставленную технику.

Озвучены две кредитные линии сроком на 15 лет и объемом до 1 млрд долларов. Но кредитные линии с Китаем у нас озвучиваются уже не первый год, и вопрос лишь в наличии нужных проектов. Из крупных проектов на текущий момент реализовывается строительство завода сульфатной целлюлозы в Светлогорске. И это снова связанные кредиты, что подразумевает активное использование китайского оборудования и рабочей силы.

Наиболее интересным является меморандум о привлечении 1,4 млрд долларов на строительство нового горно-обогатительного комплекса на базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей. Весь проект до девальвации оценивался в сумму около 2 млрд долларов, после девальвации в России и Беларуси его стоимость могла снизиться до 1,7-1,8 млрд. И это означает, что даже в случае достижения соглашения по данной кредитной линии, Беларуси потребуется дополнительно изыскать около 300 млн долларов. А строить этот комбинат будут китайцы, поскольку кредитная линия будет связанной. Единственное отличие от предыдущих проектов – в результате его реализации Беларусь может улучшить ситуацию во внешней торговле, увеличив поставки калийных удобрений на мировой рынок. И это лишь в случае, если Китай даст денег. А пока только намерения их дать. И не более.

И где же деньги?

В результате все проекты являются связанными кредитными линиями, увеличить ЗВР с помощью данных ресурсов проблематично, определенный объем работ будет выполнен отечественными строительными компаниями, однако большая часть средств останется в Китае. А Беларуси в результате их реализации достанутся долги, которые, несмотря на льготные периоды для оплаты, погашать все равно придется.

Только в первом квартале Беларусь заплатила по внешним долгам банкам Китая 64,7 млн долларов. Получится ли в результате реализации проектов запланированный экономический эффект, предугадать сложно. Достаточно вспомнить ситуацию со строительством новых линий на цементных заводах. Проблемы с наладкой оборудования, сорванные неоднократно сроки реализации и в итоге – отсутствие рынков сбыта, поскольку за время строительства Россия значительно увеличила мощности собственных цементных заводов, а это был основной перспективный рынок. Да и планы по строительству жилья в Беларуси уже откорректированы в сторону снижения. В результате цементные линии есть, а цемент девать попросту некуда. Цементные заводы в долгах, постоянно получают различные поблажки из бюджета в виде компенсации процентных ставок по кредитам.

Что это было?

По большому счету, мы в очередной раз продемонстрировали всему миру наличие интереса к нам со стороны крупнейших держав. Инвесторов это с толку не сбило, китайцы просто продвигают свой экспорт товаров и услуг, и никаких прорывов на рынок Китая со своими товарами мы не совершим.

77% поставляемого в Китай экспорта — это калийные удобрения. Более того, за последние годы мы практически перестали поставлять в Китай машины и оборудование. Поэтому и соглашение о свопе значительной активизации во взаимной торговле не добавит. Одно соглашение о свопе с Китаем мы уже подписывали, но так и не воспользовались им за период его действия.

И мы по- прежнему нуждаемся в кредитных ресурсах для наполнения ЗВР, поскольку в августе нам надо погашать евробонды на сумму 1 млрд долларов. А китайскими связанными кредитами их не погасить. Поэтому демонстрация внешнеэкономического прорыва – это хорошо, и часть проектов возможно и будут реализованы, но лучше бы деньгами и на счет минфина.

Экономический обозреватель Дмитрий ИВАНОВИЧ

Как вам новость?
Головоломки