Двухколесная болезнь. Велосипеды завоевывают популярность среди киевлян

26.05.2015 09:30
Реклама

С наступлением весны киевлян охватила веломания.

Они покупают велосипеды даже после кризисного подорожания, пересаживаются с общественного транспорта на свои два колеса и устраивают карнавалы на байках.

В День Европы, 16 мая, в сквере возле Национальной оперы Украины не протолкнуться среди двухколёсной техники. От Золотых ворот, со стороны Крещатика, а также пл. Льва Толстого к памятнику композитору Николаю Лысенко бесконечным потоком съезжаются велосипедисты и велосипедистки. Причём вторые преобладают — барышни в ярких нарядах паркуют велосипеды и спешат зарегистрироваться для участия в Велопараде девчат.

Организаторы впробега из Ассоциации велосипедистов Киева подошли к мероприятию серьёзно. Даже установили дресс-код: яркие платья и аксессуары в стиле элеганс, этно, хиппи, хард или любая «сказочная» тема. Велосипеды можно, кстати, купить на http://bike-centre.ru/velosipedy/stels/

Ровно в 16:00 велосипедисты стартуют на все четыре стороны — по маршрутам, каждый из которых соответствует определённому стилю наряда. Для участия в пробеге зарегистрировались более 500 человек. И хотя он изначально предназначался для прекрасного пола, среди пёстрых юбок, шарфиков и шляпок то и дело мелькают улыбчивые мужские лица.

65-летний киевлянин Сергей Левченко не смог отказать себе в удовольствии поучаствовать в впробеге вместе с супругой Ларисой. С собой пара прихватила и любимца семьи — дворняжку с говорящей кличкой Байки (Велосипедик – англ.) Чета Левченко следит за модой — у обоих супругов складные мини-велосипеды Bigfish.

«Самая удобная модель для города: не нужно оставлять нигде. У нас таких четыре. Катаемся всей семьёй», — рассказывает Корреспонденту Левченко, который уже 40 лет ездит на работу на велосипеде.

Впрочем, велобайк становится в Украине не только популярным средством передвижения, но и лучшим способом развлечься в выходные и в отпуске, констатирует Олеся Сторожук, медиакоординатор Ассоциации велосипедистов. В организации насчитываются 400 человек, и только за последний год это число выросло вдвое.

Владельцы сети прокатов, продаж и сервиса велосипедов Veliki.Ua Алексей Кушка и Владислав Савицкий подтверждают, что, несмотря на кризис, велосипеды продолжают брать в аренду и покупать.

«Сколько велосипедов в неделю у нас покупают, не скажу — коммерческая тайна. Однако вот вам другие данные в подтверждение тенденции: шесть лет назад у нас был один велопрокат на шесть великов. Сейчас у нас 20 пунктов в Киеве и ещё 10 в других городах», — рассказывает Кушка.

Кони педальные

Телеоператор Игорь Судаков приобрёл велосипед два месяца назад.

«Хотелось, конечно, что-то качественное и добротное. Друзья советовали заграничные бренды. Но на них цены взлетели до небес. Дешевле 13 тыс. грн заграничный велик не найти. А подержанный не хотелось», — говорит он.

Судаков с невестой нашли компромиссный вариант — приобрели два велосипеда производства киевского завода.

«Рама наша — детали японские. Оба обошлись в 9,6 тыс. грн. Нас настойчиво отговаривал: мол, они сразу поломаются. Но я уже второй месяц езжу, и пока тьфу-тьфу», — доволен Судаков.

Киевлянин выезжает на байке не только на работу, но и просто по вечерам покататься по району.

«Если долго не катаешься, то возникает ломка. Это вот такой позитивный и полезный наркотик», — улыбается новоиспечённый велосипедист.

В отличие от него Юрий Марченко, главный редактор интернет-издания Платформа, катается уже десять лет. И первый его байк был вполне респектабельным — горный Bergamont Blades 2.

«Ездил на работу, с работы, вне работы и однажды даже добрался с друзьями до страусиной фермы в 50 км от Киева», — вспоминает Марченко, у которого сегодня уже два педальных коня.

К Bergamont присоединился байк совсем другого класса — бирюзовый городской Electra, тяжелый гигант в стиле ретро, который его владелец ласково называет Баржей. На нём Марченко катается только в тёплое время года и не чаще раза в неделю.

«Киев — город холмистый, и если вниз на моей Барже можно ехать с удовольствием, то вверх — только с проклятиями в адрес Кия, Щека и Хорива за выбор локации, — улыбается главред. — Плюс всерьёз утомляет то, что маршрут нужно прокладывать либо среди оголтелых водителей, либо судорожно лавировать между матерящимися пешеходами».

Однако порой велобаржа незаменима — например, в ретрокруизе, в котором Марченко участвует уже четвёртый год подряд. В апреле на улицы столицы выезжают ряженные в винтажные костюмы парни и девушки верхом на ретровелосипедах.

По словам Марченко, благодаря такой реконструкции прошлого это в принципе заурядное в техническом отношении мероприятие — проехаться по городу на байке — превращается в волшебство, в театрализованное действо.

«Ты одновременно и актёр, и зритель, и просто парень, который мчится с приятными людьми по красивому маршруту. Ну и здорово, что удовольствие от всего этого явно получают и участники, и окружающие», — рассказывает Марченко.

Новых поклонников это движение приобретает не в последнюю очередь благодаря таким массовым, как говорят велосипедисты, покатушкам

Новых поклонников это движение приобретает не в последнюю очередь благодаря таким массовым, как говорят велосипедисты, покатушкам.

«Иногда не знаешь, что выбрать,  — велопарад, ретрокруиз или субботник по обустройству веломаршрутов в парках», — говорит Сторожук.

Активисты Ассоциации ведут мониторинг роста велодвижения в 25 точках Киева, но прежде всего они оценивают не количественную, а качественную динамику.

«Каким образом они [велосипедисты] движутся — по тротуарам или по дорогам, кого больше — женщин или мужчин, — рассказывает эксперт. — По результатам прошлогоднего наблюдения,  женщин только 15%. Это показатель того, что велосипед до сих пор не воспринимается как безопасный транспорт для города».

И действительно, все опрошенные участники велопарада утверждают, что байков на улицах было бы в несколько раз больше, если бы города были приспособлены для передвижения железных коней.

«Я живу на ДВРЗ. Катаюсь иногда на работу в центр. Но это бывает крайне редко. Очень опасно на дорогах. Особенно адское место для меня — это мост Патона», — говорит киевлянка Анна Трохименко.

Двухколесная болезнь. Велосипеды завоевывают популярность среди киевлян
Фото Таисии Стеценко
Анна Трофименко считает, что велосипедов в Киеве было бы больше, если бы была развита инфраструктура 
 

Несмотря на это, почти каждый год кто-то из её приятелей покупает себе велосипед.

Байковая революция

Сторожук подметила парадокс: велосипедистов на улице столицы становится всё больше, хотя Киев для них почти не приспособлен. Причём все больше украинцев выбирают велосипед как основное средство передвижения.

«Я думаю, это закономерно, потому что люди осознают: это удобный, относительно быстрый и рациональный вид транспорта для большого города, — объясняет эксперт. — С одной стороны, до нас наконец докатилась европейская мода. А с другой, даже экономические условия нас уже толкают в седло, ведь общественный транспорт, как и бензин, очень подорожал».

По её словам, многие понимают, что нерационально  использовать автомобиль для каждой поездки, тем более на небольшие расстояния. Например, если от дома до работы расстояние 5-10 км, то самый выгодный вариант — добраться на велосипеде. Это будет быстрее, чем на общественном транспорте, а в некоторых случаях — и чем на машине.

Начав ездить на работу на велосипеде, Судаков подсчитал, что в месяц стал экономить на транспорте более 200 грн.

«Я живу на Троещине, а офис находится на Московском проспекте. Выходит 11 км туда и 11 обратно, — рассказывает он. — На велике мало того что дешевле, так ещё и быстрее получается, потому что я еду почти по прямой. А маршрутка объезжает круг по району».

Но для того, чтобы велосипедное движение стало по-настоящему комфортным и, как следствие, массовым, должна быть создана инфраструктура. Ведь далеко не все готовы ездить по проезжей части, поскольку это опасно, или по тротуарам, где мешают пешеходы.

Киеву не хватает не только велосипедных дорожек, но и лояльности со стороны автомобилистов, которые в основном не соблюдают скоростной режим в крайней правой полосе, где ездят велосипедисты, и не спешат освободить её для «братьев меньших». Зачастую эта полоса и вовсе занята припаркованными машинами.

«Таким путём, как мы сейчас, шли все европейские велосипедные города. Сначала появляются на дорогах отчаянные единицы, которые не боятся продираться по городским дорогам. Но массовым это становится, когда приспособленным становится город», — подытоживает Сторожук.

Самым ходовым в Украине классом велобайка является проходимый и маневренный горный велосипед. А городские прогулочные велосипеды менее популярны по причине отсутствия инфраструктуры для комфортной езды

Поэтому пока, по словам владельцев компании Veliki.Ua, самым ходовым в Украине классом велобайка является проходимый и маневренный горный велосипед. А городские прогулочные велосипеды, или крузеры, менее популярны по причине все того же отсутствия инфраструктуры для комфортной езды.

По мнению Савицкого, велосипед до сих пор в Украине воспринимается как средство развлечения, а не передвижения. И так останется до тех пор, пока не будут оборудованы для велосипедного движения города.

Велодорожи в Киеве существуют лишь на двух крупных трассах в районе Осокорков и Позняков, а также на Оболонской набережной. И активистам приходится расширять велогоризонты за счёт тропок лесопарков, прокладывая там маршруты. Однако украинским энтузиастам двух колёс всё нипочём — каждые выходные на покатушки они выезжают целыми компаниями.

«Если десять лет назад, когда я впервые начал ездить по городу, велосипедисты были довольно редки и даже здоровались друг с другом, а пару лет назад, оседлав эффектный городской байк, я долго привыкал к репликам вроде «Ого, смотри!», то сейчас всем плевать. Привыкли», — резюмирует Марченко.

Как вам новость?