Три прибалтийские страны (Литва, Латвия и Эстония) теснее, чем прежде, прижались к НАТО и США, попросив разместить на своей территории натовские базы, сообщает издание http://vlast.kz/
Молдова подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Молдова отказалась от участия в евразийской интеграции, но сама столкнулась с угрозой дезинтеграции – Москва пригрозила, что Приднестровье может провозгласить независимость по модели Абхазии и Южной Осетии.
Армения и Киргизия, в решающей степени зависимые от России, вошли в ТС и в ЕвразЭС, но России придется взять на себя постоянные дополнительные платежи за это.
Азербайджан аккуратно отдаляется от России, в том числе запуская проекты новых трубопроводов в Европу в обход России, помогая тем самым ЕС уходить от энергозависимости от России.
Грузия также подписала соглашение об ассоциации с ЕС.
Туркменистан не вошел и не войдет в процессы евразийской интеграции. Он сделал ставку на развитие связей с Китаем и Ираном. В Китай уже идут поставки природного газа по стратегическому газопроводу, принято решение о строительстве новой ветки газопровода и увеличении поставок. Туркменские проекты – прямые конкуренты России на китайском рынке, и пока более успешные, чем наши. Туркменистан ищет варианты выхода на иранский рынок, а также транзита в Европу через Каспий.
Таджикистан зависит от России в вопросах безопасности, особенно перед лицом выхода американцев и их союзников из Афганистана – до сих пор нестабильной территории. Таджикистан может войти в ТС и ЕвразЭС, но это одна из самых бедных стран мира, и она ничего не добавит к конкурентоспособности этого интеграционного объединения, более того – России придется оплачивать все больше ее счетов.
На сегодня евразийская интеграция пока не дает заметного экономического эффекта для ее участников. Пока она только удовлетворят геополитические амбиции и престиж Москвы, чем дает практический результат. Прием в группировку еще более слабых игроков может только добавить хлопот и дополнительных расходов.
Новая внешняя политика, конфронтационная, силовая и затратная, увеличила бремя на российскую экономику, которая и без того практически остановила свой рост – еще до украинского кризиса. Нарастание экономических, социальных и финансовых проблем – главная тема российской политики ближайших лет, которой будет уделяться основное внимание.
Украинский кризис негативно отразился и на российской внутренней политике. Наследие президента Д. Медведева в области политической реформы, и без того незначительное, было практически полностью выхолощено.