6 трендов на рынке фиксированного интернета

ADSL-доступ в Беларуси медленно уходит в прошлое, скорость интернет-соединения растет, как и борьба за пользователей. О том, какие изменения происходят на рынке IP-технологий рассказал «Телеграфу» Павел Гончар, начальник отдела по развитию фиксированной связи velcom.

6 трендов на рынке фиксированного интернета

Павел Гончар, начальник отдела по развитию фиксированной связи компании velcom

 

Децентрализация интернета

Во всем мире, в том числе и в Беларуси, постепенно меняется схема развития интернета. Пару лет назад глобальными драйверами развития веб-пространства были крупные транзитные операторы, которые прокладывали подводные морские кабели и подземные магистрали с терабитными скоростями. Однако сейчас, в условиях снижения цен на интернет-услуги и IP-транзит в целом, на первый план вышли CDN-компании, торгующие контентом. Поставщикам контента нет необходимости развивать международные линии – достаточно создать локальное «зеркало» ресурса.

Все эти процессы приводят к децентрализации интернета, которая будет способствовать развитию национальных сегментов. Например, если в Беларуси появится полноценное «зеркало» глобального поискового сервиса, тогда запросы не отправятся в Москву или Нью-Йорк, а обработаются в нашей стране, что создаст нагрузку на локальные линии и замкнет контент внутри относительно недорогой инфраструктуры. Естественно, это приведет к снижению цены за доступ, в то время как стоимость контента останется неизменной. Согласно законам рынка, эти процессы еще больше простимулируют его развитие.

 

Мобильные операторы, как провайдеры фиксированного интернет-доступа

Выход мобильных операторов на рынок проводного (фиксированного) интернета обусловлен общим стремлением к конвергенции, которое уже давно присуще европейским операторам. Тем более, что мобильные операторы обладают преимуществами в сравнении с традиционными провайдерами. Развитие операторов, особенно на первоначальном этапе становления топологии сетей, ограничивалось присоединением к сети национального оператора и созданием своих узлов на АТС. Это позволяло использовать медный кабель для xDSL-технологий. Сети провайдеров фактически дублировали сеть оператора-донора, а порою и целиком базировались на арендованных у него каналах.

Мобильные же операторы шли путем создания собственных магистральных сетей. Они присоединяли сайты радиорелейными системами, затем – заменили их оптоволокном. Сейчас это позволяет свободно прокладывать индивидуальные линии связи компаниям, которые были лишены высоких скоростей. Зачастую привязка к ближайшей базовой станции составляет меньше километра, что позволяет подключать офисы с невысокими капитальными затратами для заказчика.

Для velcom необходимость выхода на рынок проводного интернета стала очевидной несколько лет назад. К нам стали обращаться крупные корпоративные клиенты, нуждавшиеся в качественном проводном интернете. Тогда им предлагались только индивидуальные решения. Но позднее, с учетом реального спроса, было решено запустить отдельную линию тарифов.

 

Рост скоростей и спроса на них

На рынке сформировался неудовлетворенный спрос на скоростные интернет-каналы и высокий уровень сервиса. В первую очередь он исходит от юридических лиц. Компании долгое время пользовались ADSL-доступом, но сейчас их потребности в объеме и скоростях обмена трафиком перерастают возможности технологий. Поэтому на смену ранее традиционному доступу приходят стандарты передачи данных, основанные на использовании оптоволоконных сетей.

Борьба за конечного пользователя сейчас во многом ведется за счет повышения пропускных способностей каналов. Например, с выходом в 2014 году компании velcom на рынок проводного интернета абоненты получили возможность подключиться к сети на скоростях до 150 Мбит/с. В случае индивидуального строительства – до 10 Гбит/с. Однако, как показала практика, у малого и среднего бизнеса наиболее востребованы тарифы со скоростями 12 и 24 Мбит/с. При этом очень популярен 100-мегабитный канал. Здесь, вероятно, на спрос работает «магия круглых чисел».

 

Ценовые войны

Большинство провайдеров измотаны ценовыми войнами и не обладают серьезными резервами для технологического рывка. Исключение составляют национальный и мобильные операторы, которые способны одновременно инвестировать в развитие сети и поддерживать цены на низком уровне.

Появление новых игроков привело к усилению конкуренции на рынке, что оказывает давление на тарифную политику. В выигрыше от этих процессов остается конечный потребитель, тогда как провайдеры вынуждены уделять больше внимания снижению издержек и росту абонентской базы. В будущем можно ожидать ухода с рынка слабых игроков, которые не обладают ресурсами для ценовой и технологической конкуренции. Также возможны и крупные слияния или поглощения.

 

Эпоха quality freaks

С усилением конкуренции возрастает и качество предоставляемых интернет-услуг. На рынке появились quality freaks, то есть провайдеры «помешанные на качестве». Их подход в корне отличается от политики традиционных провайдеров.

Кто знает, как устроены процессы работы и предоставления услуг многих провайдеров? Они создают услугу буквально «на коленке», затем – тестируют ее. Если есть позитивная отдача, постепенно оттачивают и совершенствуют ее в процессе жизненного цикла.

У мобильных операторов все происходит с точностью наоборот. На первом этапе расписывается весь технологический процесс, просчитываются необходимые ресурсы, учитываются возможные риски. И лишь после всестороннего планирования услугу выводят на рынок. Это позволяет поддерживать ее качество на высоком уровне.

 

Переход от проводов к сервисам

Несколько лет назад услуги некоммутируемого высокоскоростного доступа в интернет относились к премиум-классу. Они были доступны узкому кругу пользователей и, соответственно, приносили высокие доходы. Поэтому развитие сегмента шло ускоренными темпами. И сегодня, чтобы обеспечить необходимый финансовый поток, оператор должен делать ставку не только на услуги доступа в интернет, но и на развитие дополнительных сервисов.

Если рост выручки, связанной с использованием инфраструктуры, ограничен, то уровень доходов от предоставления абонентам различных сервисов будет расти ускоренными темпами. Вполне возможно, что операторы связи постепенно перейдут от инфраструктурной к сервисной модели. Все понимают: успех ожидает того, кто предложит абонентам большее количество услуг по доступным ценам.

Как вам новость?