Разбор полетов: Безопасная дистанция

18.12.2015 09:05
Авто Редакция

Наш предыдущий «разбор полетов» был посвящен ситуациям, приводящим к боковым попутным столкновениям автомобилей и методам их упреждения. Однако попутные столкновения только боковыми, к сожалению, не исчерпываются. Автокритик Дмитрий Перлин продолжает рассматривать попутные ДТП, формулируя рекомендации по их избежанию.

Ситуация, подобная приведенной на фотографии выше, не редкость на наших дорогах.

Автомобили плотным потоком идут друг за дружкой, вдруг перед одним из них возникает некая помеха, вследствие чего водитель вынужден интенсивно снижать скорость, что и вызывает серию последующих столкновений. В народе такие ДТП получили остроумный эпитет «паровозиков», которые особенно часто происходят на скользкой дороге в зимний период.

Причина у них одна, неправильно выбранная дистанция до впереди идущего автомобиля. Кстати, эта же причина явилась основной в громком ДТП, случившемся в августе сего года, когда на Минской кольцевой автодороге был совершен наезд на инспектора ГАИ, выполнявшего свои служебные обязанности. Видео происшествия недавно попало в Интернет.

Если бы водитель выбрал безопасную дистанцию до впереди идущего кроссовера, он бы с большой вероятностью увидел инспектора заранее, и не стал бы предпринимать столь рискованное и спорное опережение справа, завершившееся трагедией.

Безопасная дистанция. Выбирать и соблюдать ее требуют ПДД, но при этом строгое определение понятия отсутствует, и в автошколах этому тоже не учат. Разве только отдельные инструкторы дают рекомендацию, дескать, смотрите на спидометр, делите его показание на два, и получите дистанцию в метрах, меньше которой поддерживать нельзя.

А как прикажете измерять ее в движущемся автомобиле? С рулеткой ведь не побегаешь, а лазерный дальномер в автомобиле, в руках пассажира, который постоянно помогает дистанцию поддерживать – абсурд.

Тем не менее, универсальный и простой способ выбора безопасной дистанции, причем научно обоснованный, есть, и называется «Правилом двух секунд»:

Дистанция до впереди идущего транспорта должна быть такой, чтобы следующий позади автомобиль проходил ее за две секунды.

 

Почему именно две секунды:

Исследования показали, что время реакции на изменение дорожной обстановки у обычного, не тренированного водителя, составляет не менее полутора секунд. Иначе говоря, на то, чтобы распознать опасность, принять решение и начать действовать – от полутора секунд.

Как пользоваться правилом:

На обочине выбирается какой-либо ориентир, например, дорожный знак, и, когда впереди идущий автомобиль его минует, водитель следующего позади, начинает отсчет «сто двадцать один, сто двадцать два». При правильно выбранной дистанции автомобиль, следующий позади, минует этот знак при произнесении его водителем завершающего «два».

По мере регулярного применения и накопления опыта, глазомер водителя позволит занимать безопасную дистанцию и без применения устного счета.

Правило простое и эффективное, преподаваемое в зарубежных автошколах, его универсальность применима практически на всех дорогах общего пользования и есть только пара нюансов.

  • на скользких дорогах дистанцию желательно несколько увеличить, потому что сцепные свойства покрышек впереди идущего автомобиля могут быть выше, чем следующего за ним, или характер экстремальной ситуации не позволит затормозить, как на сухом асфальте.
  • в случае очень плотного городского трафика дистанцию придется несколько уменьшить, но при этом необходимо отказаться от расслабленного вождения автомобиля, поддерживая готовность быстрого реагирования на изменение дорожной обстановки.

Удачи на дорогах

Как вам новость?