На настоящий момент уже немало было сказано про изменения в Налоговом кодексе и новые ограничения, которые были ими наложены: так, с 1 января 2016 года организации и ИП, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, не в праве применять упрощенную систему налогообложения (УСН).
Логика такой нормы хоть и далека от понимания бизнес-сообществом все же может обосновываться рациональной необходимостью государства пополнять бюджетные средства за счет увеличения доли онлайн-торговли в национальной экономике и роста количества зарегистрированных в Торговом реестре интернет-магазинов (более 11 000 по состоянию на 11 февраля 2016), комментирует для Telegraf.by младший юрист юридической компании COBALT Тимофей Савицкий.
Тимофей Савицкий, младший юрист юридической компании COBALT
Гораздо больший интерес, однако, вызывает подпункт 5.1.24 пункта 5 статьи 286 Налогового Кодекса, который дословно звучит следующим образом:
«Не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели оказывающие субъектам торговли посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин».
Посыл данной нормы достаточно прост: если организация или ИП размещает информацию о других интернет-магазинах или их товарах и оказывает им таким образом услуги, при этом размещая ссылку на интернет-магазин или его доменное имя, — организация или ИП лишается права применять УСН.
Было бы разумно предположить, что данное положение применяется, в первую очередь, к онлайн-площадкам наподобие onliner.by – порталам-каталогам, которые на своих сайтах размещают информацию об иных интернет-магазинах и у которых данное размещение является одним из основных источников дохода. Однако действие новой нормы Налогового кодекса оказалось значительно шире.
Министерство по налогам и сборам (МНС) издало Письмо No. 2-3-16/233 от 1 февраля 2016 года, где четко говорится о том, что под запрет по применению УСН подпадают любые информационные ресурсы с любой рекламой Интернет-магазинов. Кроме того, запрет применения УСН относится ко всей деятельности и всем доходам организации или ИП, даже если выручка от деятельности, подпадающей под подпункт 5.1.24 пункта 5 статьи 286 Налогового Кодекса, составляет незначительный процент от ее общего объема.
При этом, МНС считает, что УСН не в праве применять даже те информационные ресурсы, что размещают контекстную и баннерную рекламу. Согласно тексту Письма, а также ответу МНС на официальный запрос COBALT по разъяснению подпункта 5.1.24 пункта 5 статьи 286 Налогового Кодекса, в данном отношении не имеют значение:
- Форма размещения информации о продаже товара или Интернет-магазине (баннерная реклама, рекламная статья, т.д.);
- Постоянно размещается подобная информация или нет;
- Осуществляется ли контроль информационным ресурсом за содержанием рекламы.
Таким образом, отсутствие контроля за содержанием рекламы (а он может отсутствовать в случае использования контекстной рекламы, где ее контент определяется лишь такими параметрами, как история поисковых запросов и посещений пользователя сайта), никак не влияет на запрет применять УСН в контексте подпункта 5.1.24 пункта 5 статьи 286 Налогового Кодекса. Все информационные ресурсы, которые в какой бы то ни было форме оказывали услуги по размещению информации о товарах и (или) Интернет-магазинах, зарегистрированных в Торговом реестре, с гиперссылкой или доменным именем сайта Интернет-магазина в 2016 году, больше применять УСН не могут. Более того, в соответствии с абзацем 1 и 3 ч 1 п. 61 статьи 286 Налогового кодекса, распространяется данный запрет и на следующий год, если в текущем году организация или ИП уже оказывали подобные услуги. Таким образом, разместив пару баннеров контекстной рекламы и не заметив актуальных изменений в Налоговый кодекс, многие организации и ИП могут лишиться УСН сразу на два года – на 2016 и на 2017.
Следует также отметить, что в нашем понимании крайне важным является и использование термина «оказание услуг». В тексте новой редакции Налогового кодекса не содержится указания на обязательную возмездность оказания услуг по размещению рекламной информации об интернет-магазине. Тем самым, даже безвозмездное оказание подобных услуг на информационном ресурсе может вести к утрате УСН.
К слову, пока неизвестно, как положения Налогового кодекса в новой редакции будут трактоваться в отношении не рекламных статей, в которых могут содержаться ссылки на интернет-магазины. Например, достаточно широкое распространение в белорусском сегменте сети Интернет имеют статьи, освещающие скидки, распродажи и акции в белорусских магазинах, в том числе и в онлайн-ритейле (с указанием сайта и доменного имени магазина). На наш взгляд, в данном случае невозможно говорить об «оказании информационных услуг», т.к. подобный контент публикуется порталами в одностороннем порядке для привлечения читательской аудитории, а не для рекламы определенного магазина (даже безвозмездной), и соответственно, в случае размещения на интернет-площадке только информационных статей, говорить о запрете применения УСН не совсем верно. Также непонятно как быть, например, студиям веб-дизайна, размещающим на своих сайтах клиентское портфолио, ведь среди работ также могут оказаться сайты интернет-магазинов.
Никаких официальных комментариев МСН на этот счет нет, а практика налоговых органов еще не сложилась.
Таким образом, новые нормы Налогового кодекса внесли существенные изменения в вопросы налогообложения не только в сегменте Интернет-торговли, но и в сферах, имеющих достаточно отдаленное к ней отношение. Наиболее критичным для большинства информационных ресурсов является запрет на применение УСН при использовании контекстной и баннерной рекламы. В условиях, когда доход от подобной рекламы составляет лишь малую часть от общего дохода организации или ИП, необходимость перехода на общую систему налогообложения может оказаться достаточно серьезной нагрузкой.