Сергей Михневич: современный белорусский авторынок формируется 8 лидирующими игроками

Как сообщал Телеграф, бренд Volkswagen сохраняет свои позиции на рынке и по итогам первого полугодия 2016 года, Volkswagen Polo остается самым продаваемым автомобилем в своем классе по данным БАА. Корреспондент Телеграфа встретился с директором компании «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергеем Михневичем и побеседовал о текущей ситуации на авторынке Беларуси.

Сергей Михневич: современный белорусский авторынок формируется 8 лидирующими игроками

Сергей Михневич

Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), директор компании «Атлант-М Фарцойгхандель» (импортер Volkswagen в Беларуси)

 

Какова сегодня ситуация на белорусском авторынке?

Практически весь 2 квартал 2016 года характеризуется некоторой стабилизацией объемов ввоза, регистрации, продаж  автомобилей на рынке. В целом, регистрируется около 2700-2 800 авто в месяц.

Автодилеры продают около 200-300 авто в месяц, что говорит о стабильности как с серым ввозом, так и с официальными продажами. Мы рассчитываем на то, что падение первых месяцев года на фоне 1 квартала 2015 года было характерным из-за ажиотажного ввоза авто из России, серого ввоза.

В целом, сегодня белорусский рынок показывает уменьшение на 33% с учетом падения серого ввоза, но продажи автомобильных дилеров остаются на уровне 2015 года. По итогам полугодия можно сказать, что стабилизация продаж сохранится и впоследствии, если не случится каких-то шоковых ситуаций на рынке страны. 

Мы всегда ориентировались на то, что второе полугодие обычно более успешно, но в 2016 году не рассчитываем на особый прирост в силу экономических причин. Хотя все же надеемся, что при возобновлении экономического роста в стране, материального благосостояния белорусских покупателей, можно рассчитывать на позитивный прирост и в продажах.

 

Уменьшение ввоза из России связано с более выгодными условиями у отечественных автодилеров?

Да, совершенно верно. Во-первых, мы сумели решить вопросы ценообразования с производителями. Во-вторых, уменьшили свои наценки. К сожалению, пришлось это сделать. Мы понимаем, что экономические методы — самые эффективные.

Но при этом, нашим государством в феврале 2016 года были применены и административные методы, такие, например, как выравнивание ставки утилизационного сбора для физических и юридических лиц.

Хочу также отметить, что очень эффективной оказалась популяризация финансовых инструментов продаж. В России нельзя взять кредит, лизинг. В Беларуси это возможно. Весь комплекс предпринятых мер позволил ситуации стабилизироваться, поэтому сегодня нет необходимости ехать в Россию покупать автомобиль. Надеемся, что она будет улучшаться.

 

Как известно, европейцы больше пользуются финансовыми услугами, арендой, чем покупкой авто в собственность. Насколько белорусы готовы к использованию финансовых инструментов?

Могу сказать по Volkswagen. Сейчас 40% продаж этой марки проходит в рамках лизинговых программ для физических лиц. В частности, для физических лиц с предоплатой 50%, без повышения цены с предоставлением рассрочки на год или полтора, в зависимости от выбора клиента. Этот инструмент продаж начинает пользоваться все более высоким спросом в Беларуси. Рост финансовой грамотности населения с ростом доступности ставок по кредитованию и лизингу позволяет рассчитывать на то, что использование таких инструментов будет набирать обороты. А в случае экономической стабилизации,  улучшении финансового положения в экономике в ближайшем будущем эта тенденция, думаю, только укрепится.

Также мы прорабатываем варианты рассрочки и на более длительный срок, который сделать ежемесячный платеж от 2 млн в старых белорусских рублях, в зависимости от модели. Это посильные суммы. При таких ежемесячных платежах, покупка автомобиля становится доступной практически любому белорусу, тем более, если он сдает авто в зачет. Кстати, это также очень интересный инструмент продаж, освобождающий наших покупателей от проблем продажи автомобиля и позволяет с небольшой доплатой приобрести новый.

Популяризация официальных схем приобретения, продажи новых и подержанных автомобилей, делает сегодня доступной смену авто любому покупателю. Надеюсь, что спрос на эти услуги будет расти.

 

Какие модели Volkswagen наиболее популярны у белорусских потребителей?

60% наших продаж это Volkswagen Polo, далее идут Jetta и Tiguan. Сегодня наши продажи легковой техники базируются именно на этих моделях.

Volkswagen Passat, к сожалению, не очень хорошо продается, так как он дороговат сейчас для потребителя. Но я надеюсь, что эта ситуация улучшится в ближайшее время.

Мы начали продавать Volkswagen Touareg, который стал доступен и стоит около 46 000 у.е, что позволит, на наш взгляд, оживить продажи.

Коммерческий ряд – Caddy, Т-5, Т-6, Multyvan, Caravelle, Crafter. В этих сегментах объемы продаж небольшие, так как на юридические лица сегодня чувствуют себя не очень хорошо в финансовом отношении. В перспективе эти объемы, конечно, будут расти, но сегодня они значительно упали.

Сергей Михневич: современный белорусский авторынок формируется 8 лидирующими игроками

В целом, хочу подчеркнуть, что наш лидер продаж – Volkswagen Polo. Продавая сегодня 10 000-й автомобиль, мы, действительно, бьем рекорды.

Volkswagen сегодня составляет порядка 15-16% доли авторынка. Отстаем только от Renault и некоторых других производителей. По большому счету, белорусский авторынок сегодня практически на 80% формируется всего 8 лидирующими игроками, среди которых помимо Renault и нас еще Skoda, Nissan и российская LADA. Остальные продавцы имеют очень серьезные финансовые проблемы, продажи их падают, продавать авто с низкой покупательской способностью очень сложно, конкуренция предельно обострена. Только те бренды, которые имеют сборочное производство в РФ, удерживают свои позиции и даже их наращивают.

Volkswagen сумел нарастить продажи. В этом году мы продали за первое полугодие на 23% авто больше, чем в 2015. Это очень хороший показатель на падающем рынке.

 

С экспертом беседовала Алевтина СНЕЖИНА

 

 

Как вам новость?
Головоломки