Новые реалии краудфандинга: от теории к практике

Telegraf.by пообщался с хэдлайнерами второй международной конференции «Новая реальность: вызовы для Беларуси», которая прошла в Минске, чтобы понять, есть ли место краудэкономике в Беларуси и перспективно ли организованное общение на эту тему?

О таком явлении, как краудфандинг, в Беларуси заговорили буквально недавно, хотя в мире масштабные кампании по народному финансированию проектов стали делом привычным.
 
Наша страна входит в новую экономическую реальность с настороженностью, но все же год за годом у белорусов появляется все больше примеров того самого «предзаказа», когда люди голосуют рублем за товар или услугу, которую они хотели бы потреблять.
 
Вторая международная конференция «Новая реальность: вызовы для Беларуси», прошедшая в Минске, собрала и теоретиков, и практиков — тех. кто уже попробовал краудфандинг на личном опыте, а также тех, кто уже созрел, чтобы сделать первый шаг.
 

Слава Рубин, основатель краудфандинговой платформы Indiegogo

Новые реалии краудфандинга: от теории к практике

Можно ли говорить о том, что краудфандинг за последние несколько лет претерпел изменения?

— Краудфандинг все больше распространяется в мире. В него начинают вовлекаться не только маленькие компании, но и крупные предприятия. Есть новая волна в краудфандинге, основанная на акционерном капитале. В ближайшие лет пять именно эту волну мы и оседлаем.

Какие советы вы бы могли дать начинающим бизнесменам?

— Мыслите глобально, начинайте с малого, быстро растите. Когда вы растете, следуйте за своим сердцем, а не за прибылью.

Если ваша цель – прибыль как таковая, вас будет то подбрасывать вверх, то снова кидать вниз, и вы не сможете с этим смириться, . Если же вы движимы страстью, то сможете выбраться из самых сложных ситуаций.

Конечно, можно сфокусировать свои усилия на создании продукта, который нужен потребителю. Многие предприниматели считают, что обладают хорошей идеей, но так ли это на самом деле? Важно увидеть, что думает о вашей идее потребитель и уже адаптироваться в зависимости от его реакции.

У начинающих бизнесменов нет страха, и они часто достигают успеха, потому что принимают смелые решения, на которые не пошел бы опытный бизнесмен. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Дело в том, что Indiegogo появилась в январе 2008 года, но в течение 3 лет мы не могли собрать никаких денег. Более того, 93 венчурных инвесторов нас отвергли.

В связи с тем, что у нас не было опыта, а также мы были очень наивны, мы продолжали двигаться вперед. И теперь у Indiegogo дела намного лучше. А те самые 93 венчурных инвестора хотят с нами сотрудничать.

Знаете, порой лучше не знать никаких ограничений. Когда тебе 5 лет, ты много не знаешь, но полон креатива, и все возможно.

Вы родились в Минске. Конференция по краудфандингу стала для вас поводом вернуться на родину. Какие впечатления оставил у вас Минск?

— В Беларуси живут очень милые люди. Вчера мне удалось погулять только по Старому городу, но могу сказать, что Минск прекрасен. Отличная погода, это располагает людей к прогулкам, общению. Здесь есть, что посмотреть, в том числе такие исторические объекты, как консерватория.

Я надеюсь, что еще успею побывать в тех местах, где родился сам и где родилась моя мама, побывать в школе и в университете, в котором она училась. Есть план реализовать свою ностальгию!

Виктор Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка

Новые реалии краудфандинга: от теории к практике

Можно ли сказать уже сейчас, что вторая международная конференция по краудфандингу имела успех?

— Как я всегда говорю, в Китае было когда-то правило не оценивать действия императоров, пока они живы. Это правильный принцип – правды все равно раньше не узнать.

Трансформируя эту восточную мудрость, скажу, что эффект от нынешней конференции мы будем оценивать по конференции будущей.

Я вижу, что интерес к мероприятию, которое мы провели сегодня, после аналогичной конференции, которая состоялась в 2015 году, не то чтобы вырос, но стабилизировался. Например, перед открытием очередного сезона ТЕАРТ у меня постоянно разрывается телефон, потому что мои знакомые не могут достать билетов. Не могу сказать, что на вторую конференцию по краудфандингу за билетами выстроилась очередь. У меня спрашивали бесплатные приглашения – да. Такое было, но платить люди пока не готовы.

Успех – это, когда число желающих чем-то воспользоваться больше, чем мы можем это что-то предложить. Пока этого нету, но я увидел нечто более важное — изменение уровня аудитории. Люди в зале стали более "подкованными", стали обладать знанием предмета.

На первой конференции у нас складывалось мнение, что мы все разговариваем на разных языках. В этот раз аудитория полностью понимала и наши рассуждения о «шеринге» и «краудэкономике», поддерживала диалог о роботизированной логистике и блокчейне.

Людям не просто интересно это, как экзотика, они понимают, что это неминуемое будущее и начинают думать, как встроить это в свой бизнес. То есть от теоретического аспекта мы переходим к прикладному, практическому, а значит такая конференция нужна. И в следующем году мы ее будем проводить обязательно.

Сегодня многие говорят о блокчейне и криптовалютах, но все это кажется таким далеким от Беларуси. Так ли это на самом деле?

— Мне бы хотелось, чтобы все понимали, говоря о том, применим ли блокчейн в Беларуси, что все изменения, происходящие в экономической парадигме сейчас, касаются даже племен в Африке. Мировые тенденции глобальны и коснутся всех, рано или поздно. Вопрос во времени и в нашей позиции по отношению к этим переменам.

Что касается блокчейна – то это всего лишь цепочка записей. Мне самому, например, более интересен вопрос формирования альтернативного эквивалента денег.

Блокчейн – это попытка заменить деньги записью, и сегодня я не готов сказать, победит она или нет. Но то, что валюты будут исчезать, это точно.

В этом процессе есть три пути: либо сопротивляться, либо игнорировать, либо пытаться оседлать этот тренд. Готова ли Беларусь оседлать его? Нет, но могла бы. Пока наша страна сопротивляется, но, думаю, это продлится не долго.

Готов ли мировой рынок к тому, чтобы в полную меру впустить в себя краудфандинг?

— Мы живем в век глобальных изменений в отношениях производителей, потребителей и логистики. История про экспертные вещи забыта.

Рынок не то, чтобы не готов. Есть спрос на индивидуальное производство, но производитель не может пока предложить ему ввиду особенностей производственного процесса. Сегодня основное свойство, которым должен обладать тот, кто хочет жить хорошо, это адаптивность.

Алевтина СНЕЖИНА

 

Как вам новость?
Головоломки