: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский

Корреспонденты Телеграфа продолжают рубрику "Корни белорусской политики", в рамках которой мы решили расспросить белорусских политических деятелей об их происхождении, детстве, политическом опыте, чтобы как-то понять, почему они занимаются тем, чем занимаются. Следующим "ископаемым" рубрики стал сопредседатель оргкомитета по созданию партии "Белорусская христианская демократия", кандидат в президенты на выборах 2010 года Виталий Рымашевский.

: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский
 
Рымашевский: мои корни там, где течет "Стары Ольса"
 
"Я родился в Бобруйске в 1975 году, но свое детство я больше ассоциирую с деревней Пацева Слобода, что около Кировска в Бобруйском районе — в 30 километрах от Бобруйска. Там жила моя бабушка по матери. Я проводил там каникулы, все свое свободное время. 
 
Вадим Кабанчук, один из первых политзаключенных, также из тех мест (его деревня Сергеевичи в десяти километрах от моей), как и Сергей Числов, основатель "Белого легиона". Его дед и баба живут в соседней деревне — Козуличи, что в пяти километрах от моей. Там недалеко протекает река Ольса, а у моей деревни — Ала. Я так подозреваю, что лидер группы "Стары Ольса" назвал ее в честь этой реки, так как, наверное, оттуда тоже кто-то родом. Очень хорошо охарактеризовал те места поэт Николай Аврамчик: 
 
Мая Бабруйшчына зялёная,
здаешся іншым ты малой
з тваёй Бярэзінай хвалёнаю
і з непрыкметнаю Алой".
 
Рымашевский: мой род происходит из 16 века
 
"Мой папа — обычный строитель, работает бригадиром. Он уже на пенсии, но работает до сих пор. Был трубоукладчиком, работал на бульдозере. А моя мать — инженер на транспорте. Всю жизнь она работала на транспортном автокомбинате, который занимался грузоперевозками. 
 
Отец родом сам из Глущины, из деревни Березовка. Там до сих пор живут мои двоюродные братья Рымашевские. А мой дед с бабушкой из деревни Амур, которая также недалеко от Глуска. Неизвестно, откуда ее название происходит. Деревня совсем небольшая. Дед с бабушкой умерли рано: дед — до моего рождения, бабушка — когда мне было пять лет, поэтому я бывал в этих местах мало. 
 
: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский
Герб Побуг, которым пользовались Рымашевские
 
О своих предках я немного знаю. Думаю, что со стороны матери предки, Комары, были простыми крестьянами. Род же отца был шляхетским. Прадед мой был лесничим, имел свое имущество. Бабушка моя, папина мама, из рода Захаринских, которые были не только шляхтой, но имели и дворянский титул в Российской империи. Мои тетки говорили, что сожгли дворянские грамоты только в 1960-е-1970-е годы при Советском Союзе, так как передавать их и говорить о них было опасно. Кстати, из Захаринских мой родственник — белорусский художник Вячеслав Захаринский, который, возможно, сейчас уже не так известен, но ранее он в Минске писал картины, выставлялся в Польше. 
 
Один из исследователей-любителей говорил, что род Рымашевских происходит из Лидчины, из деревни Рымашаны, и известен с 15-го или 16-го века в метриках Великого княжества Литовского. Фамилия Рымашевский именно с Лидчины и пошла, а потом распространилась по территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на восток, и на запад, и на юг, и на север. Примечательно, что, когда я работал в Брянске, услышав мою фамилию, местные, которые, кстати, не ассоциируют себя с русскими, сказали, что вы, наверное, из наших мест, с Брянщины. А я сказал, нет, я из Беларуси. 
 
Есть много разных историй, полулегенд, связанных с браками, которые заключали Рымашевские. Они почти всегда были неравные, поэтому семьи были часто против.Так, семья была против брака моей бабушки с дедом: род моего деда хоть и был шляхетским, но уже обедневшим, Захаринские же были дворянами. Поэтому они не очень общались с другими родственниками. Говорят, что мой прадед тоже заключил неравный брак, но уже наоборот — на более бедной девушке. И также все родственники были против, и ему пришлось мало общаться с ними". 
 
Рымашевский: мой дед был партизаном
 
"Коснулись ли моих предков большевистские репрессии, я сказать не могу, потому что мои деды умерли рано еще во времена Советского Союза, когда об этом говорить было нельзя. Но, по крайней мере, моих близких родственников репрессии не коснулись, так как они не были на то время состоятельными. 
 
В войну мой дед, папин отец, был в партизанах, имел награды. Глущина была партизанским краем: люди вынуждены были идти в партизаны, так как немцы делали блокады. Мой дядя, старший папин брат, который родился до войны, рассказывал, как он с другими ребятами несколько суток прятался в болоте, держась за бревна, а немцы обстреливали все, что было вокруг". 
 
Рымашевский: любовью к белорусскости я обязан русской учительнице
 
"Я с детства, сколько себя помню, был лидером, даже в детском саду. Я был лидером среди своих друзей, пионерского отряда. Также я всегда интересовался политикой. В Советском Союзе идеологическая и политическая работа была поставлена ​​с первого класса, с детьми всегда проводили агитацию. И мне всегда политинформация была интересна. Она иногда скучно проводилось, но все политические события меня интересовали. Я думаю, что при любых раскладах занимался бы политикой, были бы какие-то политические сдвиги, перестройка или нет, потому что мне всегда была интересна и история, и политика. 
 
Ну и также мой политический путь обусловило то, что с детства — частично это зависело от воспитания родителей, частично от природных черт — я всегда интересовался поисками истины, справедливости и старался ее отстаивать, не боясь идти на конфликт. Если, например, даже целый класс выступал против, я защищал то, что считал нужным. 
 
Потом началась перестройка. Белорусским языком своей и любовью к национальной культуре я обязан своей учительнице — Новик Любови Кирилловне, которая пришла к нам в девятом классе. Она говорила: "Я по паспорту русская, но я люблю и уважаю эту культуру, язык". Она говорила, что белорусский язык один из лучших, самых благозвучных в мире вместе с итальянским. Она привила, думаю, любовь всему классу к белорусской культуре, белорусскому языку. Параллельно тогда была перестройка и открывалась правда о нашей истории. И это правда историческая меня задевала, возмущала и, конечно, она сформировала мои политические взгляды и национальные убеждения. 
 
Когда началась перестройка, в газетах одни выступали за национальное возрождение, независимость, говорили, что нам лгали все это время, другие говорили, что нет, нам нужен Советский Союз. И я выбирал между теми и теми, кто из них был прав. Помню еще свой спор с папой на кухне. Он говорил, что все врут, и неизвестно, кто говорит правду. А я говорил, что, если с теми, кто выступает за независимость, есть такие люди как Василь Быков и другие известные писатели, то и я буду там". 
 
Рымашевский: на выборах 1994 года я проголосовал дважды
 
"С такими национальными убеждениями я в 1992 году и приехал в Минск, где поступил в политехническую академию (ныне БНТУ — Телеграф). Люди в политехе были далеки от политики, национальных идей, и я там был белой вороной. Были, конечно, и немногие людей моих взглядов, но в основном все были индифферентные. Я помню выборы в парламент, когда по моему округу баллотировался Климов (политик и бизнесмен Андрей Климов — Телеграф). И он привозил в большой зал политеха Поплавскую (певицу Ядвигу Поплавскую — Телеграф), театр юмора "Христофор", который рассказывал издевательские анекдоты над "Белорусским народным фронтом", так как по этому же округу конкурентом Климова шел представитель БНФ. И я был чуть ли не единственный в аудитории, кто их освистывал, когда эти анекдоты звучали. 
 
В 1994 году на президентских выборах я голосовал дважды. Я вместе со своей матерью пошел в Бобруйске на избирательный участок и поставил за нее голос за Зенона Позняка, а она вкинула этот бюллетень. Так что, можно сказать, что свой вклад в политику я сделал уже тогда". 
 
Рымашевский: меня хотел освобождать Вечорка
 
: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский
Виталий Рымашевский во время митинга оппозиции 19 декабря 2010 года
 
"Я ходил на митинги время от времени, но они были немноголюдными. Первый большой митинг, на который я пошел, был митинг 25 марта 1996 года. Тогда непосредственно начался мой политический путь. Я пошел вместе с парнем, который жил со мной в комнате, и его сестрой. С собой мы взяли флаг, висевший в нашей комнате. Людей призывали собираться на площади Независимости, но митинг был неразрешенным и милиция запрещала там собираться. Митинг разрешили около Театра Оперы и Балета перед памятником Максиму Богдановичу. 
 
Тем не менее, на митинг на площади Независимости собиралось много людей. В мегафон кричали, что сбор не разрешен. Кто-то кричал: "Врете!". И я тоже крикнул: "Собаки врут!" Так получилось, что я это крикнул прямо в ухо заместителю РОВД Московского района Минска, который был возле меня и которого я не заметил. С криками "Я тебе покажу, кто тут собака!" он схватил меня за грудки. Меня стали отбивать люди, и, в принципе, отбили бы, если бы его подчиненные не подбежали. Через всю площадь меня повели в "козлик" и отвезли в отделение, где посадили в "аквариум". 
 
Это было незабываемое впечатление, потому что я не знал, сколько там просижу лет, часов. Где-то через час меня отпустили, не стали составлять протокол, а только выписали предупреждение и даже флаг вернули. Но, как только я подошел к проходной, меня позвали обратно, забрали эту бумажку с предупреждением, порвали ее и дали другую, сказав, чтобы пришел назавтра в суд. 
 
Выяснилось, что мой друг дошел до митинга у памятника Максиму Богдановичу и сказал организаторам, что задержали парня с флагом. И Вечорка (на тот момент заместитель председателя БНФ Винцук Вечорка — Телеграф) в мегафон сказал, что, если сейчас не отпустите Виталия Рымашевского, мы пойдем к Московскому РОВД. Милиционеры услышали это и позвонили туда. Если бы не эти слова, меня бы, наверное, отпустили. 
 
На следующий день был суд. Молодая судья зачитала из протокола, что я "называл работников милиции собаками и свиньями". Девушка удивленно спросила у меня: "Вы что, были пьяны?". "Нет, я был трезв и свиньями их не называл", — ответил я. Судья отнеслась ко мне нормально, дала лишь предупреждение". 
 
Рымашевский: я решил, что никогда больше не пойду на митинг
 
: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский
Виталий Рымашевский на митинге 24 ноября 2010 года
 
"Все это происходило на четвертом курсе. И я решил, что никогда больше не пойду на митинг, потому что у нас была сокращенная программа и уже зимой я должен был выпускаться. Кто учился в политехе, знает, насколько это сложно доучиться до четвертого курса, а я доучился, уже в принципе имел диплом. Но 24 апреля к нам зашла комендантша. Я сразу понял, что что-то случилось, так как она в первый раз без криков зашла в нашу комнату. Трясущимися руками она передала мне повестку в прокуратуру, чтобы я явился туда через несколько дней после Чарнобыльскага шляха. 
 
Я понял, что сейчас не пойти на Чарнобыльскі шлях я просто не могу, потому что этой повесткой они меня заставляли туда не идти. После я узнал, что таким образом запугивали многих из тех, кого задержали ранее. Для меня не пойти — это значит признать, что ты подчинился им. 
 
И вот я пошел на Чарнобыльскі шлях и там записался в движение "Белорусский народный фронт". Потом я вступил в "Малады Фронт", был заместителем председателя и руководителем Совета организации. С этого момента моя политическая деятельность не прерывалась. 
 
А в прокуратуру меня все-таки вызвали. На Винцука Вечорку хотели завести уголовное дело за то, что он хотел штурмом взять РОВД, в котором я сидел. На суде я выступал в защиту Вечорки и рассказал все, как было. 
 
Кстати, то, что я занимался политикой, мне помогало в обучении, так как в политехнической академии на строительной специальности у нас были самые лучшие преподаватели и специалисты в Беларуси, которые, безусловно, не поддерживали Лукашенко. Я помню, как сдавал курсовую по деревянным конструкциям, которую трудно с первого раза сдать. Преподаватель посмотрел ее, нашел несколько ошибок, а потом достал газету "Свабода" и спросил: "А вы знаете, что Ваша фамилия здесь есть?" Я сказал, что знаю, подумав между тем, что сейчас начнутся проблемы. А он взял мою зачетку и поставил с первого раза "четыре". И так еще несколько раз было. 
 
На момент моего прихода в политику я был атеистом, но так случилось, что через год я пришел к вере. С того времени я связываю свою деятельность с возможностью реализации христианских ценностей в политике. По этой причине я присоединялся ко всем инициативам по созданию христианско-демократической партии. Так, я был заместителем главы "Молодежного христианского социального союза" (МХСС), также участвовал в попытке Грушевого (Геннадия Грушевого — Телеграф) создать христианскую демократическую партию, которая, к сожалению, не удалась. Поскольку христианских партий в Беларуси не было, то я стал членом Объединенной гражданской партии, к молодежному крыла которой присоединился МХСС. Тем не менее, я не оставлял надежды на то, что христианское демократическое движение возникнет. Затем возник оргкомитет, я присоединился к его деятельности и в результате стал сопредседателем "Белорусской христианской демократии", а со временем и кандидатом в президенты". 
 
Рымашевский: многие мои черты смягчает жена
 
: Корни белорусской политики. Виталий Рымашевский
Виталий Рымашевский с супругой Настей и дочерью Евой
 
"Я очень доволен, мягко говоря, своей семьей, поскольку нельзя переоценить роль моей жены Насти в моей политической жизни. Она очень хорошая жена, и многое из того, что есть хорошее во мне, — ее заслуга. Она смягчает многие мои черты, оказывает поддержку. Можно сказать, что наш брак по-настоящему христианский благодаря в первую очередь Насте, потому что она мужественно и достойно выдерживает все испытания. Характер у меня несдержанный, а в политическом отношении часто приходится сдерживаться, вести себя дипломатично, корректно. Но эмоции, которые я чувствую, переживаю, сказываются на моих близких, они переживают за меня. Конечно, это непросто. 
 
Последние полтора года я думаю, что мало уделял времени и внимания семье в силу тех причин, что работы было очень много, даже больше, чем можно себе представить. Настя это полностью понимает и поддерживает меня во всем. Ну и дочь Ева будет это понимать. Кстати, мы с ней сейчас говорим на одном языке. 
 
Для меня в жизни было и есть самым главным поиск истины, смысла жизни. И этот поиск был причастен к моему приходу к вере. Он также был моей главной мотивацией в политической жизни. 90-е годы — это романтические годы, когда мы скорее не занимались политикой, а отстаивали право на свободу и справедливость. Хотелось бы, чтобы это призвание сохранили многие активисты. Есть один такой святой, кажется, католический, который говорил, что, если ты будешь искать Бога, ты вряд ли Его встретишь, а если ты будешь искать истину, возможно, ты Его встретишь. Не стоит об этом забывать тем, кто избирает политику делом своей жизни. Я думаю, в этом случае мы будем иметь успех, а Беларусь — шанс на лучшее будущее".
 
Беседовал Максим Гацак

Как вам новость?