Пролесковский: "Советская Белоруссия" камня на камне не оставит от независимых газет

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность государственных изданий будет гораздо выше, чем других, считает министр информации Олег Пролесковский. "Я не только не боюсь, но и уверен, что в рыночных условиях большинство наших газет ("Советская Белоруссия", "7 дней" и др.) камня на камне не оставят от так называемых независимых газет", — заявил он.

Такое заявление министр сделал 23 августа в ходе оnline-конференции на сайте БелТА. В частности, посетитель сайта Андрей Клинский задал следующий вопрос:

"Скажите, а вы действительно боитесь, что негосударственные СМИ в условиях свободной конкуренции не оставят камня на камне от всяких "Советских Белоруссий"? Ведь ничем иным ваши придирки (когда за одно и то же одних штрафуют, а других отпускают) объяснить не получается. Разве что еще какой-то хитро названной фобией".

На это Олег Пролесковский ответил, что "рейтинги наших изданий намного выше, чем у так называемых оппозиционных газет, а по количеству подписчиков — это просто небо и земля". "Более того, наши издания в непростое экономическое время в состоянии выйти на самоокупаемость. Но мы держим небольшую подушку безопасности", — добавил он.

Вторую часть вопроса (почему за одинаковые провинности некоторые медиа подвергаются наказаниям, а другие – нет) глава мининформа оставил без конкретного ответа.

"Что касается штрафов, то государство действует строго в рамках действующего законодательства. Надо понимать, что журналистика – это большая ответственность, уважение законов, менталитета государства. Отношение к изданиям у нас одинаковое, и государственным изданиям мы объявляли взыскания. Если издание нарушает законодательство, то оно будет отвечать по нашим законам", — сказал он.

Пролесковский: самоокупаемость медиа – не самоцель

Вместе с тем Олег Пролесковский не считает, что районные газеты и региональное телевидение должны стать самоокупаемыми.

"Я всегда говорил и сейчас повторю: самоокупаемость не самоцель. Главное — качество, конкурентоспособность СМИ, содержательная составляющая. СМИ должны быть востребованы аудиторией, современны, интересны и убедительны. Без этого не будет тиражей и рекламы, а значит, и эффективной экономической деятельности. Необходимо активно идти в Интернет, особое внимание уделить кадровому потенциалу, привлекать молодых талантливых журналистов, способных идти в ногу со временем", — сказал он.

Что касается самоокупаемости, заметил министр, то "государственные СМИ и сегодня выглядят неплохо". По его данным, за первые шесть месяцев этого года медиа, которые финансирует министерство информации, окупили себя более чем на 81%. "Количество редакций местных газет, работающих с прибылью, составляет 34, а средний процент окупаемости по местной прессе составляет более 85%. Среди региональных телестудий самоокупаемыми являются около 80%", — аргументировал он.

Пролесковский: "Советская Белоруссия" наводит шорох в рядах чиновников

Многие государственные медиа довольно критично оценивают происходящее в республике, считает министр информации. Вместе с тем он не ответил на вопрос Тимохи Иванова "Когда страна будет жить так, как это показывают/пишут государственные средства массовой информации?"

"Есть две крайности. Некоторые СМИ занимают не всегда объективную позицию, полностью игнорируют недостатки (а, как у любой страны, в Беларуси есть как положительные стороны, так и недостатки). Но большинство государственных изданий, и в первых рядах "Советская Белоруссия", дают достаточно критики, которая наводит шорох на местах, в рядах управленцев, чиновников. Есть вторая часть журналистики, где нет ни одного хорошего слова о стране, обществе, где радуются всем поражениям. А истина посередине. Журналистика — это зеркало", — отметил Олег Пролесковский.

"У нас есть претензии к некоторым изданиям, и мы их критикуем за "беззубость", но объективной критики (не критиканства), наверное, в "Советской Белоруссии", больше, чем в оппозиционных. Там только все плохо: праздник прошел – плохо, прошло спортивное мероприятие – плохое мероприятие, что-то чиновник сказал – чушь говорит, а это просто другая позиция", — добавил он.

Пролесковский не ответил за "пропаганду лжи" госСМИ

Ничего не ответил министр информации и на вопрос гомельчанина Леонида Казимирского "Почему на предприятиях и в учреждениях есть обязательные планы подписки на государственные издания, которые никто не хочет добровольно выписывать и читать эту пропаганду лжи?"

"Это больше вопрос к руководителям предприятий. Но я не вижу ничего плохого в том, что на предприятии, в цеху будут находиться газеты и журналы. Это, по моему мнению, совсем даже неплохо. Считаю, что на предприятиях газеты и журналы должны быть", — заметил лишь Олег Пролесковский.

Пролесковский обещает администраторам сайтов СМИ авторские права и зарплату

Белорусские власти работают над изменениями в законодательство, в том числе и прорабатывают вопрос об авторских правах, сообщил глава мининформации. По его словам, указания выдавать зарплату администраторам электронных версий СМИ уже поступили в районы.

Вместе с тем Гапеев В. из Ивацевичей, рассказал, что семь лет назад самостоятельно создал сайт местного районного издания и до сих пор ведет его, однако "интереса работать с ним – никакого".

"В штате редакции нет такой единицы (администратора сайта – Телеграф). За что платить и как? Второе: чтобы зарабатывать сайтом на той же рекламе, нужно иметь какой-то определенный правовой статус. А так – болтается в сети, ни Богу свечка, ни черту кочерга. Прав никаких (и в отношении тех же авторских), а вот ответственность – всегда пожалуйста, за коммент какого-нибудь придурка можешь пострадать. Отсюда вопрос: когда сайт получит все качества чего-то реального юридического?" — написал участник конференции.

Олег Пролесковский подтвердил, что "вопрос ставится правильно и волнует многих". "В частности, все районные газеты имеют свои сайты, и их кто-то администрирует, в основном на полуобщественных правах. Мы знаем эту проблему и уже приступили к ее решению", — уверяет он.

"Во все районы направлены растолкования по поводу интернет-администраторов и их зарплаты, началась большая работа по внесению изменений в законодательство, которое регулирует в том числе интернет-ресурсы (электронные СМИ, книги). Будут разъяснены и вопросы авторских прав. Что касается рекламы, то и сейчас ничего не мешает заключать договор на размещение рекламных материалов на сайте", — продолжил министр.

Мининформ вводит пиплметрию

Белорусское руководство решило опробовать в стране новый метод измерения телеаудитории – пиплметрию, проинформировал Олег Пролесковский. "Мы сейчас работаем над ее введением в стране. Проведен тендер, в котором участвовали две иностранные компании. Сейчас ведется работа с компанией-победителем", — рассказал он.

Со слов министра информации, с помощью нового метода можно будет получать реальные данные. "Объективность будет гарантироваться не только честью этой компании, но и тем, что заказчиками будут выступать рекламщики и телевизионщики, то есть государство будет только наблюдателем в этом процессе. Это будет объективное телеизмерение, которое проводится в большинстве стран. Будет возможность посмотреть на рейтинг каждой программы – телесмотрение по часам, по минутам", — отметил он.

"В качественной телеметрии заинтересованы и рекламщики, и телевизионщики. Рекламщики – для того чтобы понимать, где наиболее рейтинговые передачи, а телевизионщики – чтобы дороже продать свой продукт", — пояснил Олег Пролесковский.

Пролесковский: реклама раздражает зрителя на 100%

Несмотря на то, что телезрителям очень не нравятся рекламные ролики, которыми разбивают передачи, убирать рекламу с телевидения не стоит, полагает Олег Пролесковский.

"В парламенте обсуждались изменения в законодательство о рекламе, которые предполагают ряд ограничений на рекламу по времени, а также на рекламу пива. При обсуждении в парламенте мне говорили, что реклама раздражает 95% респондентов. Я считаю, что она раздражает 100%. Но у нас есть пульт для телевизора и большое количество программ. Раздражает реклама – переключитесь на другой канал. Это практика всего мира", — сказал он.

Однако министр в очередной раз за конференцию уклонился от прямого ответа на задаваемые вопросы. Так, Сергея из Минска поинтересовался, насколько целесообразны обсуждавшиеся в парламенте ограничения рекламы на телевидении.

"Если мы забираем рекламу у каналов, мы у них забираем деньги. Этот процесс не должен быть односторонним: обрубаем, обрезаем, ограничиваем. Это неправильно. Не такие богатые у нас телеканалы. Да еще к тому же в этом году рынок телерекламы уменьшился примерно на 50%. Поэтому будем идти цивилизованным путем, постепенным, с пониманием того, что можно рекламировать, а что нельзя", — отметил Олег Пролесковский.

Пролесковский: госорганы полностью контролируют информационное пространство

Министр также заявил, что все виды СМИ находятся под контролем государства. Об этом он заявил, отвечая на вопрос "Какой телеканал в стране наиболее рейтинговый – БТ, ОНТ, СТВ – и почему?"

"Наши телеканалы в Беларуси по рейтингу обходят российские. На первом месте ОНТ, затем – БТ, на третьем – СТВ. Почему? Это требует большого анализа. Добавлю, что в последние годы мы на своей территории информационное противоборство не проигрываем. Мы контролируем полностью свое информационное пространство. У нас состоявшиеся ТВ, печатные СМИ, собственное радио и Интернет, которым сейчас государство, органы и организации очень плотно начали заниматься", — сказал глава мининформации.

Как вам новость?
Головоломки