Карт-бланш для КГБ. "Чекистов" освобождают от ответственности?

Совет министров Беларуси 30 сентября внес в парламент законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности", значительно расширяющий возможности КГБ. О наличии такого законопроекта стало известно лишь 12 октября, когда он был опубликован на Национальном правовом портале.

"О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения (использования) оружия органом государственной безопасности незамедлительно сообщается прокурору. Сотрудник органов государственной безопасности не несет ответственности за ущерб, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением (использованием) оружия в предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами случаях, когда он действовал в условиях обоснованного профессионального риска", — говорится в документе.

Также в случае принятия закона сотрудники КГБ смогут "входить беспрепятственно при необходимости с повреждением устройств (которые закрываются) и других предметов, в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физических лиц, в помещения и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций (за исключением помещений и иных объектов дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, организаций и их семей и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или там находится лицо, которое скрылось от органов, ведущих уголовный процесс".

Законопроект предоставляет Комитету госбезопасности "осуществлять меры по зашифровке сотрудников органов государственной безопасности и их деятельности с использованием в этих целях свидетельств принадлежности к государственным органам и другим организациям, производить и использовать в целях легендирования личности сотрудника, деятельности и принадлежности подразделений органов государственной безопасности, их помещений и транспортных средств, проведения оперативно-разыскных и других мероприятий документы государственных органов и иных организаций, а также осуществлять в этих целях иные меры зашифровки".

Спецсредства можно применять в " случаях, определенных президентом"

"Сотрудники органов государственной безопасности применяют наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для открытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае: отражения нападения на сотрудников органов государственной безопасности или иных лиц; освобождения заложников; отражения нападения на здания, помещения, здания и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности, либо для освобождения захваченных объектов; пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудников органов государственной безопасности или других лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; задержанию и доставке в органы государственной безопасности или органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоированию и содержанию лиц, подвергнутых депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникших подозрениях в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; прекращению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка или действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества; остановке транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным и неоднократным требованиям работников органов государственной безопасности об остановке транспортного средства; в других случаях, определенных президентом Республики Беларусь", — отмечают авторы законопроекта.

Также сотрудники КГБ смогут " изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь".

"Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Сотрудник органов государственной безопасности вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования", — говорится в документе.

Как сообщал Телеграф, нижняя палата парламента Беларуси приняла закон, согласно которому "к пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) и установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное, в том числе, через глобальную компьютерную сеть интернет или иные информационные сети, для публичного выражения своих общественно-политических настроений или протеста".

Фактически данный закон запрещает белорусским гражданам собираться в общественных местах группами "больше трех человек" без специального разрешения властей.