: Итоги года. Оппозиция: топтание на месте

Телеграф продолжает подводить итоги уходящего 2012 года. На этот раз на очереди белорусская оппозиция. Несмотря на прошедшую в 2012 году кампанию по выборам в белорусский парламент, чем-то особенным для оппозиции этот год не отметился. Стоит отметить, разве что, хронику преследования и освобождения ряда оппозиционных деятелей.

Как отметил эксперт Аналитического белорусского центра Александр Шемякин, уходящий 2012 год не принес каких-либо качественных изменений в оппозиционную политику, которая уже хронически не отличается своей эффективностью.

"Центральным политическим событием года была парламентская избирательная кампания. Оппозиция не смогла выработать единой стратегии своего участия в парламентских выборах и, как следствие, обращалась к избирателям с разных позиций: "мы участвуем до конца", "мы бойкотируем выборы, т.к. их нет", "мы участвуем, но снимаем своих кандидатов". Это, пожалуй, был наихудший сценарий для оппозиционной политики, который только мог бы быть осуществлен. Такой разнобой политических стратегий дезориентировал демократический электорат и еще более усилил апатию в обществе и скептицизм в отношении оппозиционных лидеров", — заявил он.

Алесь ШемякинПо его словам, в Беларуси на парламентских выборах традиционно явка ниже, чем на президентских выборах. "И в условиях заметного снижения доверия населения к институтам власти, которое развивается с 2011 года, закономерным стало игнорирование огромной частью общества выборов в Палату представителей 23 сентября. К сожалению, имеющиеся данные не позволяют точно установить уровень явки на выборах, но данные независимого наблюдения показывают, что выборы не состоялись в Минске и ряде крупных городов", — отметил Александр Шемякин.

"Очевидно, что в этой ситуации в более выигрышном положении оказались те политические силы, которые призывали к бойкоту выборов. Эту ситуацию им можно было бы развить как свой успех, "работая" на кризис внутренней легитимности власти. Но практически ничего не было сделано после дня голосования, и политическая активность пошла на спад", — считает эксперт.

"Как и ожидалось, 2012 год не принес никаких изменений в политическую систему страны. В частности, в Беларуси не появилось системной оппозиции, т.е. никто из оппозиционных политиков в парламент не прошел, и не была создана партия власти на базе общественного объединения "Белая Русь", — добавил он.

Александр Шемякин отметил, что, "поскольку оппозиция в своей активности  привязана к электоральному календарю режима, то следующий год не предвещает серьезных изменений в оппозиционной политике". "Напомним, что следующие электоральные кампании пройдут в 2014 – 2015 годах – это выборы в местные советы и президентские выборы. Поэтому основная публичная политическая активность, а также возможное коалиционное строительство, равно как и закулисные переговоры лидеров оппозиции будут направлены на кампании 2014 – 2015 годов, но каких-либо принципиальных шагов от политической оппозиции в 2013 году ожидать рано", — подчеркнул он.

"Будет постепенно определятся пул возможных кандидатов на президентские выборы. И здесь возможны некоторые сюрпризы, связанные с президентскими амбициями некоторых лидеров гражданского общества", — предполагает аналитик.

Суды и задержания

Начался 2012 год с приговора витебскому активисту Консервативно-христианской партии-БНФ Сергею Коваленко. 24 февраля 2012 года судья Елена Жук приговорила его к двум годам и одному месяцу лишения свободы в колонии общего режима. Сергей Коваленко был приговорен в мае 2010 года к трем годам лишения свободы условно за вывешивание бело-красно-белого флага на главной елке Витебска 7 января того же года. Его задержали 19 декабря 2011 года, обвинив в четырех нарушениях, которые он якобы совершил, отбывая наказание. По статье 415 УК ему грозило до трех лет лишения свободы. В знак протеста против своего задержания Сергей Коваленко 20 декабря объявил голодовку, за время которой значительно похудел.

9 апреля на 1,5 года был осужден помилованный ранее участник акции протеста оппозиции 19 декабря 2010 года Александр Молчанов. В ноябре 2011 года он был арестован по обвинению в краже металлолома вместе с группой лиц. Однако сам оппозиционер, признав, что собирал металлолом на территории заброшенного завода, заявил, что за металлическими отходами производства регулярно ходяти все местные жители. Вскоре его обвинили в оскорблении государственных символов, совершенном 26 октября 2010 года. Однако в середине февраля 2012 года это обвинение с него было снято, а дело закрыто, но 29 февраля стало известно, что постановление об этом отменено.

29 мая районный суд Минска приговорил к аресту на шесть месяцев оппозиционного активиста Василия Парфенкова, который ранее был осужден на четыре года за участие в митинге против переизбрания Александра Лукашенко на четвертый срок в декабре 2010 года и помилован через несколько месяцев вместе с двумя десятками соратников. Суд признал Парфенкова виновным в нарушении условий превентивного надзора и наказал оппозиционера новым арестом. Согласно обвинению, Парфенков как минимум дважды покидал дом в вечернее время, хотя не имел права этого делать согласно правилам предварительного надзора.

21 июня около 16:00 дома в Гродно в присутствии семьи был задержан корреспондент польской Gazety Wyborczej Андрей Почобут. Тем не менее, уже 30 июня его выпустили из следственного изолятора Гродненской тюрьмы под подписку о невыезде. Он обвиняется по уголовной статье "Клевета в отношении президента, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление", и ему грозит ограничение или лишение свободы на срок до 5 лет. Однако вину его пока никак не докажут, а следствие по его делу продлевали уже пять раз.

Однако наиболее заметным событием этого года стало задержание сотрудниками КГБ 13 июля фотожурналиста Антона Суряпина, опубликовавшего фотографии сброшенных во время "плюшевого десанта" игрушечных медведей. Вместе с ним был задержан минский риелтор Сергей Башаримов, сдававший в 2012 году квартиры организаторам акции. Их подозревают в пособничестве незаконному пересечению госграницы Беларуси, за что им грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет. 17 августа КГБ освободил задержанных под подписку о невыезде и надлежащем поведении, однако обвинение с них так и не сняли. Международная правозащитная организация Amnesty International признала арест Суряпина самым абсурдным и несправедливым арестом 2012 года.

8 ноября в Витебске был задержан общественный активист Андрей Гайдуков из Новополоцка, в Полоцке — активист оргкомитета по созданию партии "белорусская христианская демократия" Илья Богданов. Последнего вскоре освободили под подписку о неразглашении, Андрея Гайдукова же 11 ноября доставили в СИЗО КГБ в Минск. Илью Богданова также возили на допрос в Минск, а в его квартире прошел обыск. Как отметили в КГБ, Гайдуков по заданию иностранной разведки занимался сбором и передачей информации политического и экономического характера. Задержали его в момент закладки тайника с интересующими зарубежные спецслужбы сведениями. Задержанного обвиняют по ч. 1 ст. 356 Уголовного Кодекса Беларуси (Измена государству в форме проведения агентурной деятельности), которая предусматривает от 7 до 15 лет лишения свободы. 27 декабря на допрос в витебское управление КГБ был вновь вызван Илья Богданов. После четырехчасового допроса его перевели в разряд подозреваемых в связи с тем, что, по словам следователя, его показания и показания Гайдукова расходятся, вследствие чего проводится дополнительное расследование. Тем не менее, меру пресечения Илье Богданову менять не стали.

Стоит отметить и необычно многочисленные аресты оппозиционных активистов, в основном, незарегистрированных организаций "Малады фронт" и "Zмена" (молодежное крыло кампании "Говори правду!"). По обвинениям в нецензурной брани (ст. 17.1 КоАП Беларуси) и проведении несанкционированных акций (ст. 23.34 КоАП) ряд из них в сумме провели за решеткой несколько месяцев. При этом некоторые — Владимир Яроменок и Павел Виноградов — встретили под арестом и сам 2012 год. Как говорится, как встретишь новый год, так его и проведешь. Ниже представлен Топ-10 наиболее "некультурных" оппозиционеров (по материалам правозащитного центра "Вясна"):

 Имя  Портрет  Организация  Количество суток
 Роман Васильев : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Малады Фронт  89
 Владимир Яроменок : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Малады Фронт  74
Дмитрий Кременецкий : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте Малады Фронт  73
 Павел Виноградов : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Zмена  66
 Иван Амельченко : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Zмена  52
 Михаил Мусский : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Малады Фронт  48
 Николай Демиденко : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Малады Фронт  47
 Александр Арцыбашев : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Zмена  42
 Игорь Симбирев : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  Говори правду!  25
 Алесь Пушкин : Итоги года. Оппозиция: топтание на месте  художник  22

Источники фотографии: "n#####n", Радіо "Свабода", "Малады Фронт", Palitviazni.info

Освобождения и эмиграция

Однако запомнился этот год не только арестами и судами, но и резонансными освобождениями. Так, президент Беларуси Александр Лукашенко 14 апреля подписал указ о помиловании экс-кандидата в президенты Андрея Санникова после одного года и четырех месяцев заключения. Вслед за ним 15 апреля из могилевской колонии №15 был освобожден его доверенное лицо, координатор оппозиционного движения "Европейская Беларусь" Дмитрий Бондаренко.

Однако в Беларуси политики находились недолго. В сентябре уехал из Беларуси в Польшу Дмитрий Бондаренко, а 26 октября находящаяся в Минске под подпиской о невыезде жена Андрея Санникова журналистка Ирина Халип заявила, что ее муж получил политическое убежище в Великобритании. В ноябре стало также известно, что еще один член команды Андрея Санникова решил не возвращаться в Беларусь из-за рубежа. Остаться в Варшаве решил его пресс-секретарь Александр Отрощенков, также осужденный по "делу 19 декабря", но освобожденный 14 сентября 2011 года. Как сообщил сам политик, в Польше он находится еще с 3 сентября из опасений быть арестованным в Беларуси.

Покинул Беларусь и бывший главный редактор белорусского научно-просветительского журнала "ARCHE" Валерий Булгаков, обвиненный по белорусскому телевидению в уголовных преступлениях и пропаганде в своем журнале экстремизма. При этом, по его словам, в "ARCHE" нет никакого экстремизма. "У нас самая обычная гуманитарная продукция", — сказал он. "Напрашивается вывод, что спецслужбы активизировались на борьбу с "идеологической ересью". Ранее наша печатная продукция в силу своей малотиражности или каких-то еще других факторов не попадала в поле их внимания. Но теперь ситуация изменилась", — заявил Валерий Булгаков.

Также в 2012 году были освобождены еще двое оппозиционеров, которых правозащитники считают политзаключенными. Так, из могилевской колонии 26 сентября около 20:00 был освобожден уже упоминавшийся витебский активист КХП-БНФ Сергей Коваленко. Из той же колонии 27 сентября вышел 21-летний анархист Павел Сыромолотов, осужденный по делу о нападении на здание КГБ в Бобруйске. Все освобожденные ранее писали прошения о помиловании на имя президента.

Между тем в белорусских тюрьмах по-прежнему остаются причисляемые к политзаключенным белорусские оппозиционеры: по "делу 19 декабря" – экс-кандидат в президенты Николай Статкевич и сопредседатель БХД Павел Северинец, за драку 18 декабря 2010 года – лидеры "Маладога Фронта" Дмитрий Дашкевич и Эдуард Лобов, по "делу анархистов" – Николай Дедок, Игорь Олиневич и Александр Францкевич, по делу о нападении на КГБ в Бобруйске – анархист Артем Прокопенко и актвист БХД Евгений Васькович, волковысский предприниматель Николай Автухович, лидер правозащитного центра "Вясна" Алесь Беляцкий, уже упоминавшиеся Александр Молчанов и Василий Парфенков.

При этом в исправительной колонии № 13 города Глубокое (Витебская область) еще прошел закрытый суд над отбывающим там наказание лидером "Маладога Фронта" Дмитрием Дашкевичем. "За злостное неповиновение требованиям администрации колонии" его приговорили дополнительно к году колонии. В этот год зачислены те четыре месяца, которые политик должен был отбыть еще по прежнему приговору.

Как вам новость?