15. 12. 2012

Православный священник: униаты не представляют угрозы православию

Во всех храмах Белорусской православной церкви (БПЦ) 6 декабря впервые были вознесены молитвы об упокоении митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) и его сподвижников, участвовавших в ликвидации униатства в Беларуси. Кроме того, был проведен ряд конференций, на которых говорилось о негативной роли Униатской церкви в истории Беларуси.

На Синоде же БПЦ 3 сентября обсуждались вопросы извержение из сана бывшего православного, а ныне униатского священника Яна Моисейчика, а также возможность появления епископов у Белорусской греко-католической церкви, которая является преемницей Униатской.

Прокомментировать активизацию униатского вопроса в Белорусской православной церкви корреспонденты Телеграфа попросили православного священника и блогера, клирика Свято-Михайловского прихода в микрорайоне Сухарево в Минске Александра Шрамко высказаться на данную тему. Ознакомиться с мнением греко-католического (униатского) священника по этому вопросу можно здесь.

Telegraf.by: Как Вы считаете, почему именно сейчас в Белорусском православной церкви так остро встал униатский вопрос (вопрос свержения с сана бывшего православного, а сегодня греко-католического священника Яна Моисейчика, установление во всех храмах поминальных молитв за священников-ликвидаторов униатства, проведение тематических антиуниатских конференций и т.д.)?

Шрамко: Не думаю, что этот вопрос приобрел сейчас какую-то особую актуальность. Тема униатства всегда была и остается для православных довольно болезненной, как с исторических, так и с богословских причин. Просто время от времени этой теме уделяется меньшее или большее внимание. Теперь, возможно, очередной подъем интереса наблюдается, и в первую очередь не внутри самой православной церкви, а скорее, в публичной сфере, тема "раскручивается". Лично я, как священник БПЦ, никакой особой антиуниатской кампании в церкви не заметил.

Что вижу, так это кампанию со стороны некоторых лиц в Белорусской православной церкви, а также светских политико-общественных деятелей, которые сплачиваются вокруг проекта "Западная Русь", а также кампания "в ответ" на деятельность данной группы со стороны греко-католиков, для которых, разумеется, все эти вопросы - особенно что касается интерпретации исторических событий и определения роли униатской церкви в истории белорусского народа - так же остры и болезненны, как для православных.

Конференции "Западной Руси" носят несобственноцерковный характер, и если в них принимали участие православные священники, то не как представители церкви, но как историки и публицисты, которые имеют к теме униатства особый интерес.

Появилось несколько статей с возмущениями по поводу того, что БПЦ якобы собирается и чуть не решила канонизировать митрополита Иосифа Семашко. Хотя определенные круги действительно лоббируют подобную канонизацию, на самом деле в решении Синода БПЦ о канонизации речи не идет, по крайней мере, пока. Всего лишь установлен день ежегодного заупокойного поминовения, при том не только Семашко, но и его соратников. Особа Семашко и, вообще, события того времени весьма неоднозначны, как с точки зрения православных - тут для примера можно привести дореволюционную диссертацию протоиерея Георгия Шавельского; так и с точки зрения греко-католиков - к примеру можно привести выступление на Конгрессе исследователей Беларуси греко-католического священника Андрея Крота. Идеологизация - и как идеализация, и как полное очернение - не в интересах ни православных, ни греко-католиков.

Что касается конкретно священника Яна Мойсейчик, то получилось, что он просто напомнил сам о себе, вступив в письменную полемику со своим бывшим (а как оказалось, и действующим) архиереем архиепископом Гурием. О нем, когда он уехал в Бельгию, скорее всего, банально забыли (или предпочли забыть), иначе трудно объяснить, почему не была использована обычная практика - когда человек уходит от православия, он не может оставаться православным священником. Теперь же, когда он сам напомнил о себе, поспешили исправить упущение.

Telegraf.by: Откуда, по Вашему мнению, исходит источник антиуниатской кампании в Белорусской православной церкви последнего времени: из Беларуси или из Москвы? Не связано ли это с борьбой между различными группировками в БПЦ за власть?

Шрамко: Как я уже сказал, не имеет смысла говорить о какой-то специальной кампании. Нынешнее увеличение внимания к униатскому вопросу, мне кажется, обусловлено исключительно личным интересом к нему недавно назначенного на должность управляющего делами БПЦ архиепископа Гурия. Не думаю, что здесь можно говорить о борьбе между группировками, только о том, что через эту тему архиепископ Гурий может установить свой авторитет как одного из ведущих иерархов БПЦ. Насчет всего этого можно посоветовать статью Натальи Василевич "От Синода к Управделами".

Telegraf.by: Как вы думаете, почему для БПЦ так важно, чтобы Белорусская греко-католическая церковь не имела в Беларуси своего епископа и своей иерархической структуры? Не является ли это вмешательством одной Церкви в дела другой?

Шрамко: Этот вопрос нужно адресовать не столько БПЦ, сколько руководству Римско-католической церкви. Может, руководство БПЦ и не заинтересовано, чтобы в Беларуси появился еще один иерарх, который претендует представлять традиционную церковность, но то, что греко-католическая церковь в Беларуси не имеет своей иерархической структуры, полностью зависит не от православной церкви, а от Ватикана, и у последнего здесь безусловно есть какой-то свой интерес (или свой риск). Может, он как раз в том, чтобы не было конкуренции римо-католичеству. Возможно, чтобы не портить отношения с Русской православной церковью.

Telegraf.by: Действительно ли БГКЦ представляет какую-то угрозу для БПЦ и православия на Беларуси?

Шрамко: В Беларуси греко-католичество на данный момент слишком слабая и неизвестная большинству людей церковная община, чтобы представлять особую угрозу для православия. Возможно, если бы у него была государственная поддержка, то ситуация складывалась бы по-другому. Однако даже сейчас многие православные уходят в католичество, именно выбирая латинский обряд, как более "западный". Если и возникает какое-то протестное движение среди православных, недовольных современной политикой Белорусской православной церкви, то он ищет выхода скорее в направлении альтернативных православных юрисдикций, чем в направлении греко-католичества. Хотя от личности лидера здесь многое зависит. Достаточно вспомнить харизматическую фигуру отца Яна Матусевича (лидер возрождения греко-католичества в Беларуси в 1990-е годы – Телеграф). Возможно, и как такового греко-католичества не было бы в Беларуси, если бы не он. Или личность о. Александра Надсона (апостольский визитатор для белорусов-католиков за границей – Телеграф), который, хоть и живет за границей, имеет огромное влияние на образ греко-католичества в Беларуси.

Telegraf.by: Каково Ваше мнение, почему ни Белорусская греко-католическая церковь, ни Римско-католическая церковь в Беларуси не протестуют против антиуниатской политики?

Шрамко: Наверное, потому, что эта политика имеет не столько внешнее, сколько внутреннее применение. Каждая конфессия имеет право иметь свой взгляд на исторические процессы, так же, как она имеет свои догматические установки. У католиков позитивный взгляд на унию, в православных - негативный. Главное, чтобы это не вылилось в какое-то конкретное противодействие. Например, если бы православная церковь ставила вопрос о легитимности существования униатства как такового. Или требовало бы назначить тот же день поминовения Иосифа Семашко государственным днем. В Беларуси нет такого публичного пространства, где можно было бы вести диалог на исторические вопросы, где Церкви были бы готовы критически взглянуть на свою историю, пока у нас только все действуют как на войне - в т.ч. просто прячутся в окопах.

Telegraf.by: Стоит ли, по Вашему мнению, ожидать усиления антиуниатской риторики и политики после вероятного смены руководства БПЦ?

Шрамко: Это никому не известно, так как неизвестно, когда и какой будет смена руководства БПЦ, а все опять же зависит от конкретной личности, чем каких-то общих тенденций.

- У нас с тобой сегодня первое свидание, куда ты хочешь сходить? Выбирай любое место!
- На МРТ позвоночника.

еще

17 ноября в Беларуси пройдут парламентские выборы.

Намерены ли вы участвовать в них?