Униатский священник: кто-то хочет развернуть антиуниатскую кампанию

15.12.2012 11:36
Архив Редакция

Во всех храмах Белорусской православной церкви (БПЦ) 6 декабря впервые были вознесены молитвы об упокоении митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) и его сподвижников, участвовавших в ликвидации униатства в Беларуси. Кроме того, был проведен ряд конференций, на которых говорилось о негативной роли Униатской церкви в истории Беларуси.

На Синоде же БПЦ 3 сентября обсуждались вопросы извержение из сана бывшего православного, а ныне униатского священника Яна Моисейчика, а также возможность появления епископов у Белорусской греко-католической церкви, которая является преемницей Униатской.

Прокомментировать активизацию униатского вопроса в Белорусской православной церкви корреспонденты Телеграфа попросили греко-католического (униатского) священника и блогера, настоятеля прихода святого Иосафата в городе Лида (Гродненская область) Андрея Буйнича высказаться на данную тему. Ознакомиться с мнением православного священника по этому вопросу можно здесь.

Telegraf.by: Как Вы считаете, почему именно сейчас в Белорусской православной церкви так остро встал униатский вопрос? Откуда, по Вашему мнению, исходит источник антиуниатской кампании в определенных кругах Белорусском православной церкви в последнее время: из Беларуси или из Москвы? Не связано ли это с борьбой между различными группировками в БПЦ за власть?

Буйнич: В этом деле я попытаюсь высказать только свое личное мнение и одновременно не хотел бы комментировать внутренних проблем другой Церкви. Вот почему я хотел бы прежде всего свой ответ сконцентрировать вокруг Белорусском греко-католической церкви, которая стала предметом так сказать "антиуниатской кампании".

Прошло более 20 лет, как униатские (греко-католические) приходы в Беларуси могли возобновить свою открытую пастырскую деятельность. За все это время греко-католические пастыри не занимались антиправославной пропагандой.

На сколько мне известно, руководство нашей Белорусском греко-католической церкви целенаправленно строило корректны и полные уважения отношения к иерархам Белорусской православной церкви и, разумеется, к православным верующим.

И вот, вдруг кто-то хочет развернуть антиуниатскую кампанию. Кому это нужно и зачем? Более того можно услышать (или прочитать) клеветнические, необоснованные обвинения, что деятельность униатской церкви в Беларуси "угрожает гражданскому миру", что мы "совращаем и завлекаем". Никто разумный так не подумает и не будет к этому прислушиваться, но не все разумные …

Позвольте малую историческую ремарку. В этом году отмечаем 1150-летие города Полоцка. Полоцкая епархия восточной (византийской) традиции была в единении (церк. слав.: Сопричастие, лат.: Communio) с Римом. И это единение с престолом святого верховного апостола Петра епископы белорусских (и частично украинских) епархий восстановили в рамках Брестской церковной унии (в 1595-1596 годы).

А восточная церковь на наших землях не имело в то время никакого отношения к Москве. Только в 1839 году соединенная (Греко-униатская) церковь была насильно подчинена Русской православной церкви. И верующих никто не спрашивал, хотят ли ликвидации структур своей церкви.

20 лет назад униаты (греко-католики) восстановили открытую пастырскую деятельность, зарегистрировали приходы. Почему же мы не можем нести Евангелие многим гражданам Беларуси, которые никогда его не слышали? Почему же мы не можем учить наших сограждан любить Бога и нашу Родину — Беларусь? Почему же мы не можем придерживаться восточной богослужебной традиции наших предков? Кому это мешает и почему?

У униатов (греко-католиков) никто не может забрать право на существование. В независимом государстве мы не можем и не хотим быть гражданами ретьей категории, как может это кто-то бы и хотел. Чтим других и ожидаем уважения к себе. И надо сказать, что государственные структуры это понимают.

В СМИ разные удивительные вещи можно прочитать, как например известное интервью конкретного православного иерарха, которое имело название "О ювенальной юстиции, способствующей разрушению семьи и государственности. Попытки Возрождения униатства в Беларуси ". В этом тексте осуждались вышеупомянутая юстиция, гомосексуализм и униатство. Хотя даже само название содержит в себе "боб с горохом", но простой народ-то проглотит и будет убежден, что униаты и гомосексуалисты — это примерно то же самое. Что это, как не очевидная грязная манипуляция?

Наконец давайте подумаем, нам, униатам, нужно "завлекать, совращать" православных верующих? Мы проводим евангелизацию среди тех, кто не знает Бога. Подумайте, сколько нам нужно вложить труда, евангелизации, катехизации, чтобы привести их к нормальной, живой вере! Мы работаем с теми, кто сам ищет Бога, кто сам к нам приходит.

Наши прихожане не могут позволить себе формальную веру. У нас нет нормального храма даже в Минске, другими словами "культового здания". Надо иметь не малое убеждение, чтобы пойти в пастырский центр, который имеет вид коттеджа.

Telegraf.by: Как вы думаете, почему для БПЦ так важно, чтобы Белорусская греко-католическая церковь не имела в Беларуси своего епископа и своей иерархической структуры? Не является ли это вмешательством одной Церкви в дела другой? Действительно ли БГКЦ представляет какую-то угрозу для БПЦ и православия на Беларуси?

Буйнич: Вообще ситуация комичная: БПЦ, которая по ее же заявлениям, является доминирующей в Беларуси, обращает внимание на Белорусскую греко-католическую церковь, которая несет служение в трех десятках приходов! Мы даже не всегда имеем возможность дойти до многих верующих, живущих вне наших приходов … Это тысячи верующих, за которых мы несем пастырскую ответственность.

И надо напомнить, что после т. н. Полоцкого "собора" (1839 года) царское правительство ликвидировало две униатские епархии. Насилие со стороны светских властей не имело и не имеет никакой канонической силы в жизни церкви. Эти епархии являются "препятствуемыми" (impeditae), но не "погасшими" (extinctae). Они ждут своего епископа. Согласно каноническому праву, поместную церковь обычно возглавляет епископ. Закон РБ этого не запрещает. Добросовестному человеку это нетрудно понять.

А если для некоторых православных "ревнителей" угроза в том, что мы — белорусские греко-католики стараемся белорусам (и не только) помогать встретиться с Иисусом Христом, это просто поражает. И если они считают, что они сами в этом "специалисты", то мне кажется, у них не должно быть такого страха.

Telegraf.by: Каково Ваше мнение, почему ни Белорусская греко-католическая церковь, ни Римско-католическая церковь в Беларуси не протестуют против данной антиуниатской политики определенных кругов в Белорусской православной церкви? Стоит ли, по Вашему мнению, ожидать усиления антиуниатской риторики и политики после вероятного смены руководства БПЦ?
 

Буйнич: Я молюсь, чтобы Господь дал Белорусской православной церкви нового разумного и святого первоиерарха. Вместе с этим я уверен, что наши церковные власти не будут опускаться на уровень полемики. Оправдываться — это часто означает быть виновным. Зачем нам чувствовать вину без вины?

В связи с необоснованными высказываниями некоторых православных полемистов были опубликованы некоторые официальные коммуникаты, которые можно найти в интернете. Мне кажется, что этого достаточно. Если кто-то хочет спросить кого-то из нас о чем-то (так как это делаете сегодня Вы), то, полагаю, всегда может это сделать и рассчитывать на искренний ответ.

И хочу еще выразить благодарность всем многочисленным православным в Беларуси, которые в последнее время засвидетельствовали нам свою братское уважение и поддержку. Это ценный и оптимистичный знак толерантности белорусского общества.

Как вам новость?