Ничего, кроме «золота»

25.01.2013 10:51
Спорт Редакция

Goals.by вспоминает, какой была «Юность» эпохи Сергея Солонца

Сергей Солонец всегда умел добиваться своего. При нем «Юность» стала самым титулованным белорусским клубом, почти всегда получала нужных игроков и удобные решения. Он был заметен в белорусском хоккее и всегда имел свое мнение. Goals.by вспоминает основные этапы работы функционера, который наконец-то добился исполнения очередного желания — отставки с поста генерального директора клуба.

Из грязи в князи

История Сергея Солонца как руководителя, имеет классическую белорусскую основу. В хоккей будущий гендир «Юности» пришел из… милиции. Силовики в нашей стране, такое чувство, проводят годы в армии или внутренних органах только для того, чтобы уйти на пенсию и что-нибудь возглавить. Милицейская часть жизни Солонца длилась более 20 лет — он работал следователем.

Там его и нашло руководство города Минска, когда окончательно оформилось в своем желании иметь в столице сильный хоккейный клуб. Коллектив с названием «Юность» в чемпионате страны тогда уже существовал, но комплектовался исключительно молодняком из СДЮШОР, и был поставщиком хорошего настроения для соперников. У многих «олдовых» клубов страны в графе «самая крупная победа» значатся какие-нибудь 17:2 над той «Юностью». С приходом Солонца дела стали меняться. Уже сезон-2003/04 стал для команды из Парка Горького победным.

Красивая, вроде бы, история про «человека, который изменил все»? Ах, если бы. В те годы жутко популярной стала фраза «в интересах сборной». Правда, положительнее всего та практика сказывалась на интересах «Юности». Дело было так. На плей-офф чемпионата Беларуси в «Юность» приезжали белорусы, выступающие в России, когда их команды завершали сезон в Суперлиге. Объяснялось это заботой об игровом тонусе хоккеистов, призванных быть лидерами в сборной. Это очень здорово сказывалось на выступлении минского клуба в нокаут-раунде — воспитанников high-класса у СДЮШОР «Юность» на тот момент было вдоволь. Что говорить, если суперкоманда образца Олимпиады-2002 составлена из «юннатов» практически полностью.

Команда Михаила Захарова выигрывала чемпионат Беларуси, а вот сборная на планетарных форумах, возглавляемая тем же наставником, все никак не могла избавиться от статуса «лифта» между элитным и первым дивизионами. Закрепиться «наверху» белорусам удалось только после провала Захарова на Олимпиаде и ставки ФХРБ на канадского тренера. «Юность» тут как будто и ни при чем. К тому же, все соперники минчан искали, как могли, возможность запретить или ограничить практику дозаявок хоккеистов сборной на плей-офф, и со временем это удалось. Во всяком случае, в 2007 и 2008 годах «Юность» осталась без титула, а такие хоккеисты, как, например, Андрей Скабелка, для завершения карьеры выбирали уже возрожденное «Динамо».

Ничего, кроме «золота»

Родные «варяги»

«Интересы сборной», кстати, не ограничивались одним только привлечением топ-игроков в «Юность» на плей-офф. Ими оправдывалась и масштабная поспортизация «нулевых», когда белорусами становились едва ли не все заезжие легионеры, кроме, разумеется, привлекавшихся в свои сборные украинцев и латвийцев, коих во времена расцвета ОЧБ было вдоволь. Благодаря этой практике сборная получила таких хоккеистов, как Угаров, Степанов или Стасенко, но было полно и ребят, имена которых уже безнадежно забыты. Остается только удивляться, как представители хоккейных клубов убеждали власть имущих в полезности для белорусского хоккея разных Волчковых и Сахаровых.

Впрочем, «финт» с паспортами, призванный в первую очередь помочь клубам обойти легионерский потолок, был фишкой не только Солонца и «Юности» — ею активно пользовались во всем чемпионате, от «Химволокна» до «Керамина».

Что же до «Юности», то ставка на легионеров (Матерухин, Тимченко, Шафаренко, казалось, были в этой команде всегда и причастны ко всем ее победам, а ведь еще была масса «паспортизированных») диссонировала со статусом школы, которая долгие-долгие годы была основой для нацсборной да и вообще активно позиционируется как лучшая. Но всерьез к ее воспитанникам повернулись только в последнем сезоне, когда клуб должен был выставлять аж три команды в трех разных турнирах приличного уровня — ОЧБ, ВХЛ, МХЛ. И надо сказать, у «Юности» просто не хватило людей на три дружины, а ставка на белорусов в ВХЛ при отсутствии легионеров уже признана неудачной.

Евроуспехи

Тем не менее, в Беларуси успешнее «Юности» команды пока нет. 6 побед в национальном чемпионате, 3 выигрыша Кубка, и, что особенно доставляет руководству, тренерам и болельщикам клуба, — две виктории в Континентальном Кубке. Сравняться по этим достижениям с экс-клубом Солонца еще не скоро кто-то сможет.

С выступлением в Континентальных кубках также связан любопытный момент. Вообще, в хоккее как такового понятия аренды нет, но «Юность» всегда умудрялась временно укрепляться хоккеистами на период выступления в турнире. Причем, эта схема была так здорово отработана, что у клуба ситуация, аналогичная оказии «Донбасса» с Робитайлом, возникнуть просто не могла.

Зато явно оплошало руководство команды год назад в Руане, когда стало изучать регламент Суперфинала Континентального кубка лишь по окончании турнира. Расхождение с действительностью тогда было найдено, однако поезд вместе с третьим международным трофеем уже ушел.

Ничего, кроме «золота»

Говорливый молчун

При всех успехах и неудачах «Юности», этот клуб всегда был самым закрытым. Никаких контактов с прессой во время плей-офф, проблемы с попаданием на тренировки, интервью-отмазки того же Солонца… Это не похоже на случайность, а вот в цепочку медиаполитики клуба — абсолютно неприемлемой в наше время — легко выстраивается.

Зато на заседаниях исполкомов ФХРБ Солонец всегда являлся заметной фигурой. И клубу удавалось проталкивать нужные ему инициативы, даже если турнир уходил на периферию внимания «Юности». Так, например, получилось с запретом на вратарей-легионеров: минчане выразили эту идею, а потом ушли основной командой в ВХЛ. Ну а об активности Солонца на заседаниях можно судить, хотя бы почитав вот это. Сергея Александровича, кстати, видели и в качестве преемника Евгения Ворсина после отставки того летом. Но Солонец взял самоотвод, а других достойных кандидатур и не оказалось.

В Россию!

Идея с участием в международной лиге не покидает главные головы «Юности» уже давно. И нынешний поход в ВХЛ многим видится только лишь как промежуточная ступень между ОЧБ и КХЛ. Потому, дескать, в «Юности» никто особо и не расстраивается нынешним турнирным неудачам. Желание пойти под крыло к Александру Медведеву высказывалось при любом удобном случае, а сам Солонец как-то заявил, что это придаст ему мотивации, которая после серии побед на внутреннем фронте утрачена почти полностью. Но Захаров и Ко все еще не в КХЛ, а Солонец, начав подавать в отставку еще в 2011-м, в начале 2013-го своего добился.

Ничего, кроме «золота»

Дворцовые перевороты

Кроме побед, оставит он «Юности» и существенно разросшуюся инфраструктуру. Когда-то клуб ограничивался простором Парка Горького и теснотой крытого катка на его территории. Каток известен всем диким холодом и смешной для чемпионов вместимостью трибун. Но после расформирования «Керамина» (с главой которого Александром Летецким Солонца связывали «теплые» отношения) в распоряжении «Юности» оказался Ледовый дворец на Притыцкого. Поговаривали, что «Керамин» и был ликвидирован лишь потому, что «Юности» нужна была новая арена для выступления в МХЛ, а «Динамо» – солидный спонсор. В ледовом же, кроме эмхаэловской команды «красно-синих», выступает и вэхаэловская. А скоро будет введена в строй «Чижовка-Арена». И туда «Юность» переедет всей своей большой семьей. Вряд ли эта «вписка» обошлась без участия Солонца.

Теперь Сергей Александрович уходит из хоккея. Без него будет как минимум скучнее — этот человек всегда имел свое мнение и не стеснялся его высказывать. Возможно, Солонец получит новую мотивацию на более высокой должности в отечественной «шайбе». А может, все куда прозаичнее. 16 января Солонцу исполнилось 60 — наступил пенсионный возраст. И мечты Сергея Александровича, вполне вероятно, уже переместились в плоскость «внуки-дача-рыбалка».

Сейчас интересен и другой вопрос: каким будет минский клуб без своего «вечного начальника», для которого не существовало никаких мест, кроме первого?

Фото в тексте: Иван Уральский, Юлия Чепа

Как вам новость?
Головоломки