МВД Беларуси: несколько малоизвестных фактов

24.05.2013 13:58
Архив Редакция

Представляем вашему вниманию мнение белорусского политолога Андрея Поротникова о мифах в отношении министерства внутренних дел Беларуси.

За последние полтора десятка лет в отношении МВД сформировалось несколько устойчивых мифов.

Первый из них касается Внутренних войск МВД. Среди демократически настроенной общественности Беларуси (хотя, не только) бытует мнение, что структуры типа ВВ МВД нужны лишь диктаторским режимам.

Но это не так. Конечно, далеко не во всех странах есть военизированные структуры с названием «Внутренние войска», но во многих странах есть структуры, которые в целом предназначены для выполнения задач, сходных с задачами наших ВВ. Например, в Италии таких структур целых три: карабинеры, финансовая гвардия и охрана общественной безопасности. В мирное время у них двойное подчинение: в части правоохранительной деятельности они подчиняются МВД или минфину (для финансовой гвардии); в части вооружения, комплектования и подготовки — министерству обороны. В военное время все эти структуры автоматически переходят в подчинение военного ведомства. Италия лишь один пример. Но когда начинаешь смотреть на обеспечение безопасности в различных странах по всему миру, то приходишь к выводу, что нет никакой связи между военной организацией государства, численностью его силовых структур и уровнем демократии в стране.

Для подтверждения этой мысли приведем произвольно составленный перечень стран, имеющих военизированные правоохранительные органы с функциями, сходными с функциями белорусских ВВ: Португалия, Нидерланды, Франция, Испания, Италия,  Румыния, Молдова, Кипр, Кувейт, Ливан, Малайзия, Марокко, Монголия, Оман, Пакистан, Парагвай, Польша, Саудовская Аравия, Сербия, США, Турция, Тунис, Болгария, Замбия, Шри-Ланка, Великобритания, Чили, Украина, Казахстан, Таджикистан, Йемен, Непал, Алжир, Египет, Иран, Бразилия, Таиланд, Камбоджа и многие другие. Политические режимы – на любой вкус. Форма правления, территориального устройства, уровень экономического развития и прочие характеристики государств также отличаются.

Кстати, в тех странах, в которых нет специализированной военизированной организации для поддержания правопорядка, предусмотрена возможность привлечения для подавления внутренних беспорядков армейских частей.

Во многих странах, где нет аналога наших ВВ, часть их функций возлагается на парамилитарные структуры (Земесардзе в Латвии, Кайтселийт в Эстонии, Хемверн в странах Скандинавии).

В 90-х годах неофициально утверждалось, что численность Внутренних войск МВД составляет 50-80 тыс. человек, сейчас из открытых источников можно вывести их численность в 11-13 тыс. Много это или мало?

Если изучить численность формирований, аналогичных нашим ВВ, и их удельный вес в численности населения, то получается, что милитаризированность нашего МВД не более чем миф. Беларусь даже в сравнении со странами ЕС имеет средние показатели численности военизированных правоохранительных органов на душу населения (1,16-1,37 на 1 тыс. населения). Лидерство принадлежит Италии (4,08 на 1 тыс. населения). Вообще, стоит отметить такую особенность: в Европе наиболее высокие показатели численности военизированных структур демонстрируют именно романские страны (Италия, Испания, Португалия, Франция и Румыния). Сложно сказать, с чем это связано.

Интересно отметить, что в США, Испании, Франции, Португалии, Италии, Румынии, Чили, Саудовской Аравии силы внутренней безопасности по численности сопоставимы или даже превосходят численность Сухопутных войск, подчиненных местным минобороны. И в отличие от белорусских ВВ имеют в большинстве случаев собственную авиацию и тяжелое вооружение.

В общем-то, схожая ситуация наблюдается и при рассмотрении вопроса о численности всего МВД. Варианты назывались самые разные, от простого «свыше 100 тыс. сотрудников» до конкретных 125, 140 или даже 150 тыс. Однако ни одна из цифр обозначенного диапазона не имеет никакого отношения к реальности. Кстати, спекуляции относительно числа белорусских правоохранителей возникли во многом благодаря самому ведомству: министерство по непонятной причине с упорством, достойным лучшего применения, хранит страшную тайну о количестве своих сотрудников. Непонятно, правда, зачем.

Не имея прямых и официальных данных, мы можем, тем не менее, достаточно легко определить приблизительное число белорусских правоохранителей. И поможет нам в этом … газета «На страже».  В первую очередь — ее тираж. Согласно ведомственным «традициям» подписка на сие издание является обязательной для всего аттестованного состава (т.е. носящего погоны) МВД, за исключением курсантов Академии МВД, Могилевского колледжа и факультета Внутренних войск Военной академии, а также солдат-срочников. На первый квартал текущего года тираж газеты составил порядка 44 тыс. экземпляров. Курсантов учебных заведений, судя по открытой информации о выпуске в 2012 году и исходя из 5-летнего срока обучения, в МВД порядка 3 тыс. Солдат-срочников порядка 6-7 тыс. Еще есть около 12 тыс. гражданских служащих МВД. С учетом некомплекта и «диссидентствующих» сотрудников, отказывающихся подписываться на ведомственную газету, можно определить общий штат МВД в пределах 79-82 тыс. Таким образом, «плотность» сотрудников белорусского МВД на душу населения приблизительно равняется украинской и ниже российской.

Но МВД – это не только люди в милицейской или военной форме, во-первых. И во-вторых, не все, кто носит форму, напрямую занимаются правоохранительной деятельностью. Со времен СССР повелось, что МВД — это сугубо военизированная структура. В итоге мы имеем ситуацию, при которой непосредственно правоохранительной деятельностью заняты в лучшем случае половина от штата ведомства. С другой стороны, имеются тысячи клерков, титанов бумаги и принтера, которые ничего и никого не охраняют, но носят милицейские погоны в ожидании льготного кредита на жилье и ранней пенсии в 45 лет. Такое положение дел девальвирует сам статус сотрудника милиции. На выходе у общества создается впечатление, что этой самой милиции много, а порядка в стране — мало. Простому человеку и невдомек, что можно просидеть в кабинете 25-30 лет с «напряженным» рабочим графиком с 9 до 18 часов, выйти на пенсию майором-подполковником-полковником и видеть при этом преступников только по ТВ. 

Если анализировать отрытые данные численности служб МВД, которые периодически появляются к разного рода юбилейным и памятным датам, то получается, что напрямую охраной правопорядка у нас занимаются 35-40 тыс. сотрудников милиции. Этот показатель – среднеевропейская численность полицейских на душу населения. Реально это число меньше процентов на 15-20% за счет некомплекта.

Однако цепляться за штатную численность, рассуждая о нужности или ненужности ведомства, было бы неправильно. Сама по себе численность имеет значение только относительно тех функций, которые на ведомство возложены. На Западе и в Беларуси есть определенные отличия. Например, в ряде стран ЕС МВД отвечает за организацию и проведение выборов, пограничную охрану, охрану высших должностных лиц государства, контрразведку, гражданскую оборону, чего у нас нет. Но у нас МВД ведает пенитенциарной системой, вопросами гражданства и миграции. 

Вопреки распространенному мнению о том, что белорусское МВД гребет под себя функции, с тем чтобы контролировать всех и вся, — это неправда. На самом деле, любой адекватный министр внутренних дел с удовольствием спихнул бы с себя и Департамент исполнения наказаний и Департамент по гражданству и миграции. Кроме головной боли эти структуры ничего не приносят. Кроме того, чем больше твое хозяйство-министерство, тем большая вероятность, что тебя снимут с должности за провалы в руководящей деятельности. Просто физически невозможно уследить за всеми.

Тем более что вопрос качества кадров — основной для МВД.   

МВД Беларуси: несколько малоизвестных фактовАндрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog

Как вам новость?