«Сел за руль да вези»

02.05.2013 10:21
Спорт Редакция

Goals.by заглянул на новую работу Максима Гукайло

Жизнь футболиста коротка. Уже в 30 ты стар. Еще пару лет — и пора на пенсию. Тогда и встает вопрос по Маяковскому: «Где работать мне тогда, чем заниматься?» Кто-то идет в тренеры, кто-то в бизнес. А Максим Гукайло — в таксисты. Выделив час своего времени, чемпион страны-2005 повозил корреспондентов Goals.by по Минску и рассказал об особенностях новой профессии.

Около месяца назад один знакомый написал в твиттере, что его на футбол подвозил чемпион страны 2005 года в составе «Шахтера» Максим Гукайло. Как-то не верилось, тем более защитник еще совсем недавно играл. Но товарищ стоял на своем.

На просьбу об интервью футболист ответил согласием. И в назначенный час к «месту посадки» подъехал серебристый «Форд» с цифрами «7788» на борту.

«Сел за руль да вези»

— Надо ж чем-то заниматься, — сходу поясняет выбор гражданской профессии Максим. — Тренерское не мое совершенно. А идти по образованию не хотелось. Я юрист, закончил Минский институт управления. Почему такси? Семью же за 3 миллиона не прокормишь. Вот и пришлось искать хоть что-то на первое время. Вроде медальки завоевал, а денег не заработал.

Был вариант открыть магазин, но вместе со мной открыть свою точку в этом помещении хотел другой человек. Он давал столько денег, сколько мне было не потянуть. Пришлось отложить вариант. А такси — самое простое, где можно зарабатывать. К тому же водить нравится.

Закончил с футболом Максим Гукайло прошлым летом, тогда защитник выступал в «Граните».

— Через полгода тяжеловато начинать. В первую лигу идти не хотелось, равно как и уезжать играть в другой город за 5 миллионов. С переездами, питанием и прочим семье все равно ничего не останется.

Работает Максим в такси «Алмаз» на своем «Форде». Примечательно, что это первый автомобиль, который оформлен на экс-футболиста. До того он ездил исключительно на машинах супруги. Баранку Гукайло крутит уже более 10 лет.

«Права получил года в 22. Хотя на учебу уже приезжал на машине. И один дедушка-преподаватель очень ругался. Говорил: «Ты никогда у меня не сдашь!»

— Права получил года в 22. Хотя на учебу уже приезжал на машине. И один дедушка-преподаватель очень ругался. Говорил: «Ты никогда у меня не сдашь!» Сдал! Но дедушка этот странный был. Пришли в автошколу китайцы учиться. Ничего по-русски не понимали. Он им тоже говорил, что не сдадут. А они через два дня ушли с правами.

Без прав Гукайло ездить не боялся.

— Ну, заплатишь штраф — ничего страшного. Тогда они были минимальные — тысяч 12 вроде. Сейчас, кстати, штрафы хоть и выросли, но людей без прав ездит больше, чем тогда.

От желания стать таксистом до первого заказа прошло три месяца. В этот период уместилось создание ИП, уплата всех необходимых взносов, покупка и установка счетчика. Кстати, в некоторых службах необходимо сдавать экзамен на знание города.

«Сел за руль да вези»

— В «Алмазе» сдавать не надо было. Сейчас у всех навигаторы. Хотя они и могут создавать проблемы. Поставишь кратчайший путь — ведет дворами, по которым приходится вилять. Поставишь быстрый — наворачиваешь круги и вместо километра проезжаешь четыре. Так что все равно приходится учить улицы.

Первый заказ начинающий таксист не запомнил. Говорит, даже волнения не было.

— Чего волноваться: сел за руль да вези. А вот когда транспортная инспекция останавливала в первый раз, волновался, чтобы ни к чему не придрались. В наличии должна быть страховка, открытый путевой лист и так далее. Вот если нас сейчас остановят — могут выписать большой штраф. Мы же без счетчика.

«Парень вез семью в магазин. Подъехал, а там транспортная. В итоге штраф. Все было бы в порядке, если бы в путевом листе, было написано, что с такого по такое время машина используется в личных целях».

У нас в конторе был случай: парень вез семью в магазин. Подъехал, а там транспортная. В итоге штраф. Все было бы в порядке, если бы в путевом листе, было написано, что с такого по такое время машина используется в личных целях. Есть еще вариант — каждый раз снимать все полоски, желтые номера и так далее.

Рабочий день Гукайло-таксиста начинается раньше, чем у Гукайло-футболиста. Рано утром он проходит врача, а механик проверяет исправность автомобиля.

— Обычно начинаю либо с «порта» (Аэропорт «Минск-1» — Goals.by), либо со стадиона «Динамо». Но на одном месте стою недолго. «Алмаз» за счет дешевизны тарифов одно из самых вызываемых такси.

«Сел за руль да вези»

Футболисты, с которыми защитнику доводилось встречаться на полях, нормально отреагировали на новую профессию коллеги. А некоторые даже стали постоянными клиентами.

— Часто вожу Саню Быченка. Он постоянный клиент :). Забираю его в основном из дома и после матчей. Когда Дима Комаровский в Минск заезжает, тоже вожу. Но такого, чтобы футболист случайно сел, не припомню. Хотя был один парень — в «Березе-2010» играет. Подвозил его на «Динамо-Юни». Но он меня не узнал, видимо, такого футболиста молодежь не знает. Да и обычные пассажиры за почти полгода работы не узнавали. Не такая известная личность. Чемпион страны? Это и знают только журналисты и те, с кем играл.

Бывших футболистов и вообще спортсменов в минском такси, по словам Гукайло, не много. Но они есть. С одним из них — вратарем Александром Лукашем, чьим последним клубом был «Руденск» — они вместе ковали шахтерское «золото»-2005. И в новой профессии мужчины помогают друг другу.

— Был у меня заказ «Трезвый водитель». Везти надо было в Сосны. Доехал, а забрать некому. В такие районы мало кто хочет ехать и тратить время. Позвонил Саше, он приехал, забрал. Помог, спасибо :). Привет ему, кстати!

«Сел за руль да вези»

Тот факт, что начинать рабочий день часто приходится возле стадиона, с которым связано много воспоминаний, не цепляет струны души Гукайло.

— Нет времени вспоминать — надо следить за дорогой :). Вот когда прихожу на футбол, немного щемит… Мысль проскакивает, что надо было еще поиграть. Здоровье-то позволяет.

Не помнит защитник и свои голы, хотя у него их было не так уж много. А вот самый памятный матч выдает без запинки.

— Победа над БАТЭ в 2006-м. В том самом матче, когда после первого тайма «горели» 0:2. А также полуфинал против «Немана», когда забил победный мяч на 90-й. После этого в клубе подкалывали, что «Неман» моя команда, дескать, только им и забиваю. Но я и МТЗ забил столько же :).

«Сел за руль да вези»

Фото: Goals.by/Иван Уральский.

Завоеванные за карьеру медали Максим держит не на виду, а в коробочке. Причина простая: дети. У защитника двое сыновей.

«Как говаривал Вергейчик: «Гукайло, я готов тебя отчислить лишь за один твой бег!». Бегал я действительно коряво как-то :)».

— Еще маленькие и не понятно, пойдут ли по моим стопам. Но скорее в спорт пойдет младший. Он более шустрый. Старший же на спортсмена не похож. Бегает, почти как я :). Как говаривал Юрий Васильевич (Вергейчик — Goals.by): «Гукайло, я готов тебя отчислить лишь за один твой бег!». Бегал я действительно коряво как-то :).

— С Вергейчиком расстались никак, — затрагивает тему ухода из «Шахтера» футболист. — Мы не ругались, нет… Я четыре раза разговаривал с Журавлем и Филиповичем о своем будущем. Те твердили: «Все нормально, остаешься». И отправляли к Вергейчику. А тот все говорил: «Занят, занят». А когда приехали с Кубка Содружества, он говорит: «Нет, извини».

«Сел за руль да вези»

Фото: dinamo-minsk.by.

Работа таксистом — работа с людьми. А они попадаются разные.

— Через две недели после начала работы наркоманы украли телефон. Как они его вытянули из кармана куртки — не понял. Не растерялся. Позвонил сам себе, поднимают: «Мы подумаем, сколько с вас снять денег». Заехал в милицию, там спрашивают: «Наркоманы?» Нет, говорю, выпившие. В общем, подъехали к парням, забрали телефон. Оказалось — наркоманы. Милиционер мне: «От них же ацетоном пахнет! Как ты не почувствовал?» А я что знаю, как от наркоманов пахнуть должно.

Также пару раз клиенты уходили не заплатив. При этом один из них — парень на костылях. Сказал, сейчас спустится, заплатит… и не вернулся. Но он-то минимально наездил. А вот девушка накаталась прилично. Тоже не вернулась. Брать телефон, паспорт в залог нельзя. Человек может написать заявление, что телефон украли в такси. И ничего не докажешь. Тех, кто не платит, мы просто вносим в черный список. Хотя есть и обратные примеры. Один парень оставлял телефон: «Нет у меня сейчас денег». А завтра позвонил и привез то, что был должен.

Это самые суровые происшествия, которые случались с Гукайло за почти полгода работы. А вообще работа таксиста может быть опасной.

«Месяца два назад коллеге нож к горлу приставили и забрали все деньги. Хорошо, не порезали. Тем не менее, нас не так просто обидеть. Есть свои системы обороны».

— Месяца два назад коллеге нож к горлу приставили и забрали все деньги. Хорошо, не порезали. Тем не менее, нас не так просто обидеть. Есть свои системы обороны. В программе нажимаешь кнопку, и на все машины приходит сообщение. И ближайшие едут к отправителю, несмотря на светофоры. И через 3-5 минут рядом с ним уже много машин.

Но больше все же веселого.

— Слышал, что некоторым девушки предлагали расплачиваться «натурой». Мне еще не попадались такие, но я слабо верю в подобное. А так и поют песни, и кормят. Недавно чебуреками угощали :). А есть те, кто рассказывает истории. Однажды вез мужчину с женой. Он на сына ругался: «Как можно только забрать машину из ремонта и, проехав два километра, сложить ее еще хуже?!» Оказалось, парень купил новый телефон и что-то в нем смотрел, и врезался в стоящую на обочине машину! Ох, как он на него ругался.

«Сел за руль да вези»

Есть и клиенты, которые раздражают.

— Подвозил выпившую женщину. С трудом назвала адрес. Ввел в навигаторе. А она командует: «Поверните направо, поверните налево». И всю дорогу: «Выключи, выключи». А как ее довести? Сама толком говорить не может, только ругается. Довез :).

Но выпившие клиенты Максиму попадаются намного реже трезвых. Четыре раза в неделю экс-футболист работает в дневную смену, а еще дважды выходит на службу ночью.

«Если по центру кататься, то вероятность встретить адекватного пассажира выше».

— Были ночи, когда не подвозил ни одного пьяного. Сам удивлялся! Все зависит от района. Если по центру кататься, то вероятность встретить адекватного пассажира выше. В центре более дорогие заведения и абы кто туда не пойдет. А вот районы… Есть дискотека «ПМЖ» на Притыцкого. Такое чувство, что там не потанцевать собираются, а тупо побухать. Напиваются до безобразия.

Нелюбимый район имеется у каждого таксиста. Пожалуй, только Шабаны (жители района — ничего личного) нелюбимы всеми.

— Не очень приятный район. Оттуда тяжело выехать. Машин вызывают мало. Если ты 15-й в очереди, то смысла нет стоять. Хотя у меня с районом нет плохих ассоциаций. Четыре раза забирал людей из Шабанов и всегда удачно. Двоих возил в аэропорт, а еще двоих почти через весь город :).

«Сел за руль да вези»

Максим любит больше работать ночью. Машин меньше, светофоры не всегда работают. Смена длится 12 часов, из них 10 — за рулем.

— Меньше работать не имеет смыла — не заработаешь. В месяц два миллиона отдаю на налоги и поддержку службы. Остальное на руки. Сколько? Все зависит от месяца. Но на порядок больше, чем в «Граните» и примерно столько же, как в «Витебске» после кризиса.

Самый наваристый день — суббота.

— Можно наработать порядка миллиона! Но это не значит, что так бывает каждую субботу. Можно ездить целый день и возить людей по 25 тысяч (3 километра — Goals.by). Часто люди ленятся пройти из подъезда в подъезд. Приехал как-то за одним, сел: «В восьмой подъезд»… А сам садился во втором. Вроде и пять минут, но очередь на точке прошла, и ты снова 60-й и жди 45 минут.

«Сел за руль да вези»

Самый любимый месяц всех таксистов — декабрь. А самый любимый праздник — Новый Год.

— Декабрь нельзя сравнить ни с одним другим месяцем. Заработок в два раза выше.

При всех финансовых плюсах свое будущее в такси Гукайло видит пока неопределенно.

— Не знаю, смогу ли заниматься этим долго. Правда, говорят, что если год проработаешь в такси, то не уйдешь :). Затягивает. Но раньше таксисты зарабатывали гораздо больше. Люди зарабатывали больше и могли себе позволить ездить чаще, не считая чуть ли не каждый километр.

Как вам новость?