«Левандовский там царь и бог»

30.06.2013 13:37
Спорт Редакция

Экс-капитан «Немана» Виталий Надиевский рассказывает о Польше и своем первом легионерском опыте

В феврале 2012-го капитан гродненского «Немана» Виталий Надиевский перебрался в «Олимпию» из Эльблонга. Подписав двухлетний контракт, с этой командой защитник вылетел из первой польской лиги во вторую. Недавно соглашение было досрочно расторгнуто, а 31-летний футболист рассказал Goals.by о своем первом легионерском опыте, об антураже в минорных лигах Польши, а также о том, почему без проблем заговорил на тамошнем языке.

— Как расставались с «Олимпией»?

— Мой контракт был рассчитан на два года, и задача стояла конкретная — в течение двух лет вернуться в первую лигу. Первый сезон отводился на то, чтобы мы сыгрались, окрепли. Сначала все было хорошо, финансовое положение было неплохим. Если бы мы удержались во втором дивизионе, финансирование было бы пересмотрено в сторону увеличения. Но что-то надломилось, по истечении первого круга стала резко меняться финансовая обстановка в клубе. Уже зимой из «Олимпии» ушли многие футболисты. Оставалось три месяца до окончания чемпионата, мы встретились с президентом и решили, что по окончании сезона разорвем контракт по обоюдному согласию.

— А вообще, как происходил процесс подписания полноценного двухлетнего контракта?

— Побеседовали с президентом. Он был заинтересован в сохранении костяка команды и собирался на этой базе строить коллектив, способный выбиться в первую лигу. В принципе, было интересно решить эту задачу. Увы, жизнь не стоит на месте. Как видим, финансовые проблемы не только у нас в стране, но и во всем мире :).

— Желания остаться не было?

— Было, конечно, но когда сам президент клуба говорит, что грядут финансовые неурядицы… Мне это было интересно, но в то же время понимаешь, что вряд ли задача выхода в первую лигу будет решена.

— Играть в первой лиге Польши  действительно интересно?

«В польском Д2 собраны хорошие футболисты, и, думаю, представители первой половины таблицы не затерялись бы в нашей вышке».

— Да. Там собраны хорошие футболисты, и, думаю, представители первой половины таблицы не затерялись бы в нашей вышке.

— Недавно вы вновь ездили в Польшу…

— Закрывал свои финансовые вопросы.  Так получилось, что мне задолжали зарплату за три месяца. Не могу говорить о сумме, это может сделать только клуб. Но, скажу, что деньги там не то чтобы и большие. На жизнь хватало.

— Давайте заглянем в недалекое прошлое. Каким выдалось завершение гродненского этапа карьеры?

— Отчасти для меня стало неожиданностью, когда главный тренер предложил расстаться. Начал искать варианты команд, которые были заинтересованы в моих услугах. После того, как мы поговорили с Солодовниковым в конце сборов в Турции, я приехал в Гродно. Разговаривал с руководителем Леонидом Дмитраницей. Но удержать меня никто не пытался. Просто спокойно поговорили, пожелали удачи друг другу и разошлись. Но потом как-то заработался, начал играть в Польше и пережил этот момент.

— Поняли, почему не подошли «Неману»?

— Мне как бы было все понятно из разговора с главным тренером. Бывает, это жизнь, это футбол.

— Следите за матчами «Немана»?

— Конечно. Я же не перестал быть гродненцем, переживаю за свою родную команду. Но, честно говоря, не могу объективно рассуждать о ее положении. Я всего лишь наблюдаю за результатами и турнирной таблицей. В Польше лично у меня не получалось смотреть прямые трансляции на сайте федерации. Но вообще, с такой командой реально добиваться успехов и в попадать в шестерку. Что получится у «Немана», будет зависеть от внутренних процессов в клубе.

— Поддерживаете связь с бывшими одноклубниками?

— Когда там еще играл Дима Коваленок, то поддерживал. А сейчас немного реже. Ну, с Пашей Рыбаком иногда общаюсь, Димой Ровнейко. Так,  нечасто.

— Вспомните свой первый матч за «Олимпию».

— Встречались на выезде с плоцкой «Вислой». Сыграли 1:1, меня на 89-й минуте за вторую желтую карточку удалили. Хотелось, конечно, добиться положительного результата, но не повезло. Но впечатления были хорошими, настроение было такое, что все как-то в новинку. Правда, удивил уровень судейства. Мне кажется, у нас в стране уровень будет повыше.

— Как обживались в Польше?

— Предложение от Олега Радушко поступило в тот момент, когда стало известно, что я ухожу из «Немана». Он как раз только принял «Олимпию». До этого, кстати, Радушко уже интересовался моими отношениями с «Неманом». Так вот. Я приехал, посмотрел. Понравилось. Все-таки собралась добротная команда. Потом узнал, что есть еще наши ребята-белорусы. Да и польский язык знаю, поэтому сложностей не испытывал.

— Где выучили язык?

«У меня отец — поляк по национальности. Плюс я в детстве смотрел мультики на польском, потому какой-то словарный запас имелся».

— Как-то так пошло с самого детства. У меня отец — поляк по национальности. Плюс я в детстве смотрел мультики на польском, потому какой-то словарный запас имелся. А затем еще и сам чуть-чуть подтянул.

— Прежде вы ни разу не играли за границей. С какими трудностями столкнулись?

— В Гродно мы часто играли с польскими клубами, потому частично был знаком с тамошним футболом. Привыкание прошло хорошо, потому что тренер был белорусом, игроки — белорусы, и вратарь из калининградской «Балтики» к нам подъехал. Был почти как дома. Почти :).

— Как в Польше относятся к Олегу Радушко?

— Как показалось, все его уважали, слушали, боялись. Иногда он мог прикрикнуть. Раньше говорил исключительно на русском, пользуясь помощью ассистентов, но уже потом сам немного подучил язык и уже на установках вставлял пару польских словечек. Думаю, все-таки тренеру желательно знать язык той страны, в которой работает. Все-таки переводчик не сможет полностью передать эмоции. Хотя и без этого у Олега Александровича получалось неплохо :).

— А к белорусским игрокам какое отношение?

— Например, в моем случае поляки не могли понять, откуда я приехал. Они были приятно удивлены моим уровнем языка. Вряд ли, конечно, приняли за своего, но маленький плюсик заработал. Некоторые же белорусы поначалу не могли толком изъясниться. Сначала помогал я, но потом они принялись осваивать язык и им стало проще. Польский, в принципе, понимать проще, чем на нем говорить.

— Приход Вячеслава Акшаева вас удивил?

— Как я понял, он помогал, пока Олег Радушко разбирался с лицензией Pro. Возникли некоторые проволочки, тогда Беларусь только получила право на выдачу лицензии такой категории. Акшаев приезжал только на игры. Общался вскользь. А наш главком все равно руководил. Просто был нужен человек, который имеет такую лицензию. Мы с Акшаевым, кстати, были знакомы и прежде. Для меня было неожиданно, что знакомый человек тоже выбирается в Польшу. Плюс он приезжал в статусе тренера национальной сборной. Думаю, это дополнительно мотивировало белорусских ребят.

— Олег Радушко не объяснял, почему продвигает белорусский вектор при выборе новых игроков?

— Это лучше у него спросить. Но, в принципе, в Польше работать интересно. И антураж, даже в первой лиге, на уровне. Сильно  отличается от нашего. Массовость, кричалки, плакаты. Чисто футбольная замечательная атмосфера. Это все интересно. На матчи нашей команды при общей вместимости в тысяч пять ходили 3-4 тысячи зрителей. Хотя некоторые болельщики наших белорусских команд не уступают в уровне поддержки и даже в чем-то превосходят поляков.

— Круто. Сотрудники полиции на играх есть?

— Сотрудники полиции охраняют усиленно только приезжих фанатов. Потому что уже были прецеденты. Правда, бывает между активными болельщиками и дружба. Наши фаны дружили с фанатами варшавской «Легии». Те даже приезжали в Эльблонг. Туда-сюда гоняет достаточное количество человек. Могут крикнуть так, что кровь закипает :).

— Как бы вы охарактеризовали отношение к спорту в Польше?

«Президент клуба болеет, переживает за свое детище. Кажется, этого не хватает в белорусском футболе».

— Сложно оценить. Мне кажется, есть много людей, которые болеют и переживают за спортивные результаты. Вот у нас в команде часть денег давал президент, часть — город. Президент болеет, переживает за свое детище. Кажется, этого не хватает в белорусском футболе. Также мы с командой пару раз открывали там детские поля с искусственным покрытием. Видимо, у них это в Польше заведено, что при школах открывают такие уютные и обгороженные спортивные площадки. Там можно играть и в футбол, и в баскетбол. Отмечу, что искусственное покрытие довольно-таки качественное. Для маленьких детей лет 6-10, на мой взгляд, и вовсе шикарное.

— Роберт Левандовский в Польше — пример спортивного успеха?

— Для них сейчас Левандовский — царь и Бог. Борды и растяжки с его изображением есть чуть ли не в каждом городе страны.

— Чем запомнился польский быт?

— В принципе, ощутимой разницы я не прочувствовал. Может, не было такой компании, в которой мог бы что-то заметить.

— Где вы жили в Польше?

— Снимал квартиру. В пяти минутах езды на машине от стадиона. К слову, в последнее время практику заездов отменили, и на домашние игры мы собирались только в день матча.

— Как проводили свободное время?

— Мы жили практически одной большой семьей. Все белорусы снимали квартиры в одном доме. Уходили вместе с тренировок, жарили шашлыки. Иногда делали это и с польскими одноклубниками. Когда же я подписал двухлетний контракт, привез жену. Она пыталась найти работу, но с белорусским паспортом это не просто. Тем более не всем полякам нравятся русскоговорящие жители.

— Чем запомнится Польша?

«В плане отношения к футболистам руководство считает игроков едва ли не собственными детьми».

— В плане отношения к футболистам руководство считает игроков едва ли не собственными детьми. Можно чуть ли не в любой момент позвонить руководителю и решить любую насущную проблему.

— Остались бы жить в соседней стране?

— Нет, в Беларуси родные, друзья. Начинать же жизнь в стране, где нет знакомых, — очень тяжело.

— Кстати, часто ездили из Эльблонга домой?

— Ну, где-то раз в три недели. До Гродно не очень далеко, но и не очень близко. Потому что польские дороги — это ад. У нас расстояние в 300 километров на автобусе покрывается за 3-4 часа, там — за 6-7. Может, нам попадались такие водители, но ехать 70 вместо разрешенных 90 — это перебор.

— Расскажите о случае, когда ваш клубный автобус перевернулся.

— Ехали с гостевого матча, и за Варшавой, ближе к Эльблонгу, нас стало носить по дороге. В итоге мы съехали на правую обочину, ударились в столб лобовым стеклом и перевернулись на правый бок. Повреждения были, конечно, но минимальны. Футболисты не пострадали, досталось лишь некоторым тренерам и доктору. Понравилось, что другие участники движения останавливались, предлагали свою помощь. Все думали, что мы будем все неудачи сваливать на это происшествие, но в следующем матче с эльблонгской «Конкордией» мы сыграли вничью.

— Это было дерби?

— В городе просто есть две  команды. «Олимпия» основана в 1945 году, а «Конкордия» появилась только два года назад. Лично я считаю, что это не дерби.

— Стоит ли белорусам ехать в первую лигу Польши?

— Уровень достаточно неплохой. Я бы посоветовал ехать. В первую очередь, в те команды, которые решают задачи по выходу в «Экстракласу». Но проблема в том, что все польские клубы смотрят, в основном, на запад. Для них лучше взять серба или хорвата, чем украинца или белоруса.

— Что вам дала жизнь за границей?

— Если говорить о футболе, получил неплохую дозу положительных эмоций. Увидел, что даже в первой лиге Польши играют хорошие команды. Некоторые клубы даже второй лиги не отстают и имеют неплохие стадионы, хороших фанатов. Осознал, как непросто бывает легионерам. Можно сказать, получил опыт заграничных хлебов:).  Много нюансов было, если касаться повседневной жизни. Все-таки я там чужой человек. Допустим, хотел себе сделать документы для временного проживания, но не получилось. Это позволило бы не делать каждый год визу. Нужно было пройти экзамен, на котором задаются вопросы. На половину я не ответил, хотя говорил сам, на польском. Не разрешили. Впоследствии знакомые адвокаты говорили, что для отказа не было основания. Но я уже не стал подавать апелляцию. А, ну и пока не было жены, научился готовить. Тем более у нас была большая компания. Покупали польские продукты, но блюда были белорусскими. Пробовал, конечно, местные угощенья. В основном, в ресторане. В среднем кафе сумма чека составляла по 15 долларов с человека.

Как вам новость?