Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить

Не так давно появилась новость о том, что работа по сокращению количества ветхих домов в Витебской области проводится лишь формально. Прокуратура выявила, что, например, в Докшицком районе как минимум 16 домов должны быть признаны пустующими. Но как обстоят дела на самом деле? Ограничится ли список пустующих строений 16-ю домами? И что делать с целыми вымирающими деревнями?

– К сожалению, в деревнях Витебской области уже давно массово исчезает население, и причин тому несколько. Во-первых, Витебская область до 1939 года была под властью Польши, что в какой-то степени отразилось на менталитете местных жителей. Колхозы здесь стали образовываться только в конце 50-х годов. И уже буквально через 10-15 лет люди стали "убегать" из этой местности, потому что никто не понимал, как можно работать даром. В каждой семье детей отправляли на обучение в большие города, справедливо ожидая, что они там останутся жить. В деревнях оставались "доживать свой век" только старики, – рассказала заместитель директора интернет-центра Realt.by Елена Потапович.

– Во-вторых, в Витебской области очень "тяжелые" земли для ведения сельского хозяйства. Небольшой дождь, который в Брестской области никто даже толком не заметит, здесь превращался в настоящую проблему. А ко многим деревням попросту не было хороших подъездных путей, и дважды в год большинство населенных пунктов оказывались отрезаны от цивилизации.

Сейчас, когда дороги более-менее сделаны, но жить в этих деревнях больше некому. Целые "пятна" доброй белорусской вески пропадают с лица Земли. И для того чтобы найти примеры, не нужно далеко ходить, взять хотя бы Поставский район. Вы даже не представляете, сколько деревень здесь оказались никому не нужными. Некогда успешные небольшие колхозы из-за отсутствия жителей вынуждены объединяться в огромные предприятия, которые изначально обречены на провал.  В одном конце колхоза убрали урожай, а в другом конце сгнило.

Как следствие – десятки вымирающих деревень: Куницкие, Борейки, Войтехи,  Кевличи, Стаховские, Рымки, Павлюги, Чуйки, … – по сути, сюда можно включить все деревни по течению маленькой реки Голбеица, и этот черный список постоянно растет.

Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить
Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить

Многие дома оказываются брошенными и никому не нужными. В лучшем случае некоторые из них продаются под разборку буквально за бесценок – $100 – 300. Мы сами четыре года назад купили участок 25 соток с домом всего за $150. Но чаще всего такие дома висят неподъемным балластом на шее наследников, и никто не хочет этим заниматься. Постепенно хатки зарастают бурьяном по самую крышу и потихоньку начинают оседать к земле.

Именно поэтому мне очень странно слышать про то, что в ходе проверки были выявлены 16 брошенных домов. Их на самом деле в разы больше – 16 заброшенных домов можно насчитать только в одной деревне.

Возможно ли, на Ваш взгляд, изменить эту ситуацию с пустующими деревнями? И что для этого нужно?

– На мой взгляд, бороться с этими процессами невозможно, – высказала свою точку зрения Елена Потапович. – Многие наследники, которым достались заброшенные дома, не просто переехали в областные центры, а уехали из страны вообще. Некоторые из них даже не вступили в права наследования, потому что эти дома им давно не нужны. Конечно, в таком случае государство может изъять данный земельный участок, но что с ним делать дальше?

На развитие данных территорий нужны немалые средства, которые государственный бюджет предоставить не может. В лучшем случае, пустующие и ветхие постройки смахнут бульдозером, чтобы они не так мозолили глаза.

Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить
Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить

Есть хорошая государственная программа, которая помогает развитию агроусадеб в Беларуси. Но насколько это поможет конкретно здесь, сказать сложно. Ведь найти по-настоящему заинтересованных людей, которые готовы вести бизнес на чистом энтузиазме, практически невозможно.

Еще один вариант развития данных территорий – "вторая" жизнь сельскохозяйственных предприятий поблизости. Будет работа – будут жить люди. Но пока все не так.

И в итоге никакого глобального решения этой проблемы, на мой взгляд, нет. Сегодня "пропала" одна деревня, завтра – другая. В соседней с моим участком деревне живут 3 человека, и они все уже в возрасте. Когда они уйдут, еще один населенный пункт будет причислен к списку "мертвых". К моему огромному сожалению.

Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить

  Но если ситуация настолько непроста, что побудило Вас купить участок именно в этой области?

– Родину не выбирают. Кроме того, я не хочу быть эмигранткой в собственной стране, – пояснила Елена Потапович. – Именно из этой деревни родом мой отец, поэтому мы не рассматривали для покупки никакую другую местность. Это красивые места с очень живописной природой: лес, река и поля – все, что душа пожелает. Кроме того, здесь не бывает никаких конфликтов, а тем более войн между соседями. Потому что и соседей как таковых тоже нет. И мне всё это очень нравится. Я готова раз в месяц (а летом и чаще) преодолевать расстояние в 200 км, чтобы почувствовать себя свободной.

Вымирающие деревни Беларуси: катастрофа, которую невозможно остановить

Как вам новость?