Михневич: утилизационный сбор — отсутствие логики и масса последствий

06.02.2014 23:43
Авто Редакция

«Я, как гражданин Беларуси и председатель автомобильной ассоциации, очень негативно отношусь к механизму утилизационного сбора», — заявил Сергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации 6 февраля на ежегодной пресс-конференции. Директор импортера Volkswagen рассказал о перспективах нового указа и непростой судьбе белорусского автобизнеса.

«Не вижу логики, — подчеркнул Сергей Михневич, — Насколько я понимаю, Беларусь была вынуждена ввести утилизационный сбор под давлением России. Это очередная вынужденная мера, с которой не согласны многие чиновники и министерства. По распространенному мнению, произойдет очередная откачка белорусских денег в российский бюджет.

К тому же, на сегодняшний день очень много вопросов по механизму взимания утилизационного сбора, который должен быть прописан в новом указе. Проект постановления мы видели, но на данный момент неизвестно, насколько он претерпел изменения  — это очень сложная процедура. Мы предполагаем, что до 1 марта есть время подготовиться».

Как пояснил далее спикер, вся белорусская техника на российском рынке будет облагаться утилизационным сбором. Чтобы она была способна конкурировать на рынке, наши производители должны будут снижать цены, а по сути дарить деньги российскому бюджету. Но им нужно будет как-то вернуть эти  суммы. Вероятно, это будут делать граждане РБ или импортеры,  уплачивая утилизационный сбор при ввозе российской техники. Все белорусы будут  пополнять бюджет РФ согласно работе данного механизма.

Плательщиками утилизационного сбора будут являться физические и юридические лица, а также ИП. В соответствии с проектом указа, машины, которые будут производиться в РБ, будут освобождены от уплаты сбора.

За машины, которые будут ввозиться в РБ, утилизационный сбор будет уплачиваться до момента регистрации. «И здесь перед нами большая дилемма, — сказал Сергей Михневич. —  Если мы, как импортеры из России, будем платить утилизационный сбор, наши клиенты будут от него свободны. В противном случае мы можем потерять покупателя, который не захочет повторно оплачивать утилизационный сбор при регистрации».

Михневич: юрлица перестанут ввозить в Беларусь автомобили б/у

Ожидается, что физические лица, ввозящие автомобили в РБ из России и дальнего зарубежья, будут платить небольшой утилизационный сбор.

Что касается юридических лиц, занимающихся ввозом автомобилей б/у, то уровень утилизационного сбора будет в 5 раз выше, чем для новых авто.

На самом деле, это могут быть весьма значимые суммы — до 20 000 долларов может доходить размер сбора за внедорожник с большим объемом двигателя. «Скорее всего, они должны будут свернуть свою деятельность, — предполагает Сергей Михневич. — Это очень серьезно.  Вероятно, такой бизнес уйдет в тень».

Михневич: в белорусском утилизационном сборе мало логики

От 800 долларов до 3 500 долларов утилизационного сбора будут платить юридические лица, ввозящие новую технику — в зависимости от объема двигателя.  К этому нужно добавить еще и НДС.

Цены на машины, ввозимые из дальнего зарубежья, останутся примерно на том же уровне. А вот машины, ввезенные из России, вероятно, станут дороже, особенно российского производства.  Ввезенные в Россию и затем к нам —  подорожают также.  Повысится стоимость авто, произведенных в СНГ.

Механизм взимания также вызывает массу вопросов. Можно пустить под пресс легковушку, а можно фуру — разница очевидна. А на данный момент этот механизм регулируется возрастом авто и объемом двигателя. На самом деле, мало логики.

Михневич: сумма утилизационного сбора должна быть на порядок меньше

Председатель БАА отметил в своем выступлении, что ему импонирует позиция Казахстана. Казахстан не спешит вводить экологический сбор.  Если и введет, то разумный. Также будет создано государственное предприятие, которое будет заниматься только утилизацией за счет собранных средств.

«Сама по себе идея утилизационного сбора  правильна, — утверждает Сергей Михневич. — Любой производитель или импортер, выпуская продукцию и ввозя ее в страну, должен выплачивать определенную сумму на ее дальнейшую утилизацию. Эта система оправдана и работает во всех развитых странах. Но сумма утилизационного сбора  одного автомобиля не может быть так высока. Она должна быть на порядок меньше».

Сколько же реально может стоить утилизация авто? По мнению директора, основанному на аналитике ситуации в Европе и общении со специалистами ОАО «Белвторчермет», вполне достаточно 100-150 евро.

Пока все ждут окончательный вариант указа. Его обсуждение планируется на ближайшем заседании автомобильной ассоциации. По предварительной информации,  утилизационный сбор должен вступить в силу в первые 3 месяца после официальной публикации. Предполагается, что это будет 1 марта.

Под действие указа не попадут машины, зарегистрированные до 1 марта, а также машины, прошедшие растаможку до этой даты. Автомобильная ассоциация настоятельно просила органы государственного управления учесть эти моменты, и, видимо, была услышана. Хотя  окончательные выводы можно будет сделать только после публикации.

Сергей Михневич также питает определенные надежды в связи с движением нашей страны и Казахстана в ВТО. По его мнению, ВТО заставит снизить эту «дополнительную пошлину». Потому что сегодня, когда Россия платит утилизационный сбор как на свою технику, так и на импортную, логики в том, чтобы величина была так высока, нет.

Как сообщал Телеграф, в Беларуси вводится утилизационный сбор для автомобилей. Соответствующий указ № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" подписал 6 февраля президент страны Александр Лукашенко. Документ определяет плательщиков сбора и порядок его исчисления и уплаты.

Алина Снежина

Как вам новость?
Головоломки