Кому обязаны обязанные лица: Кому обязаны обязанные лица

В нашей стране примерно 20 тысяч детей имеют статус сироты, подавляющее большинство из которых социальные сироты, то есть дети, имеющие биологических родителей. С 2007 года даже те, кто лишен родительских прав, обязаны оплачивать содержание детей в интернатах. Как это происходит на практике?

Из истории вопроса

Разные социально-экономические причины способствовали тому, что в начале-середине 90-х годов прошлого века в Беларуси стал все чаще употребляться термин «социальное сиротство». Лишение родительских прав тогда считалось самым простым способом улучшить положение детей из неблагополучных семей. Не будем забывать, что в то время было и популярно усыновление белорусских детей иностранцами. Оставшиеся на родине социальные сироты находились в интернатах на полном гособеспечении. По действующим тогда законам «лишенцы» были обязаны возмещать расходы на содержание детей в интернатах, но добровольно этого не делали. А интернаты не особо выставляли им счета, потому что бесполезно: экс-родители, как правило, не работали, а то и вовсе скитались.  

С 1 января 2007 года действует декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В соответствии с этим документом, все лишенные прав родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в интернатах. Также в документе прописан механизм трудоустройства обязанных лиц.

Гладко было на бумаге…

Недавно прокуратура Минской области провела проверку соблюдения требований декрета местными исполнительными и распорядительными органами, органами внутренних дел, управлением по труду, занятости и социальной защите населения Узденского района.

В идеале отделы образования, медики, милиция и другие службы должны выявлять на ранней стадии выявить неблагополучные семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении. Затем в течение 3 дней комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение: нуждается ли ребенок в государственной защите. Если да, то ребенка временно помещают в социальный приют. Там ему должны оказать необходимую психологическую помощь и составить план реабилитации семьи. И если в течение полугода родители, как говорится, возьмутся за ум, то дети вернутся в семью.

На практике же происходит по-иному. «В июне 2012 года решением Совета профилактики ГУО «Узденская СШ №2» несовершеннолетние сестры А., 1997 г.р., и В., 2000 г.р. были признаны находящимися в социально опасном положении ввиду аморального образа жизни их матери, невыполнением ею родительских обязанностей, злоупотребления спиртными напитками, бродяжничества, безработицы. При таких обстоятельствах дети подлежали признанию нуждающимися в государственной защите. Ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних Узденского райисполкома было направлено только в мае 2013 года», — сообщила старший помощник прокурора Минской области по правовому обеспечению, информации и общественным связям, советник юстиции Лариса Пархимович. То есть почти год документы то ли медленно перемещались по кабинетам чиновников, то ли просто о них забыли, вернее, о детях.

«Привилегированное» сословие

Трудоустройство обязанных лиц вызывает много вопросов. Нанимателей обязывают  предоставлять этой категории граждан работу с приличной зарплатой в то время как они потеряли трудовые навыки, если такие у них были. Получается, обязанные лица занимают место квалифицированного работника, да и нанимателю хватает хлопот с таким «привилегированным» персоналом. Вот и по итогам прокурорской проверки отмечено, что в Узденском районе не всеми нанимателями  обеспечивается безусловное исполнение законодательства, предусматривающего выплату определенного размера минимальной заработной платы при условии выполнения установленных норм труда и норм выработки. «Указанные нарушения оказывают непосредственное влияние на уровень возмещения расходов и препятствуют его повышению, — отмечает Лариса Пархимович и приводит такой пример. — Обязанное лицо Г. в ноябре 2013 года отработала в ОАО «Хотляны» 26 дней, начисленная ей заработная плата составила 1 421 000 рублей при ежемесячном размере расходов на содержание детей – 1 576 000 рублей. За отработанные 19 рабочих дней в ноябре администрацией ОАО «Узденский» обязанному лицу К. начислена заработная плата в размере 671 028 рублей».

Также, как выявили прокуроры, имеют место и факты предоставления нанимателями отпуска без сохранения заработной платы обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению. К примеру, обязанное лицо Ш. трудоустроено в ОДО «Белдревресурс» в апреле – мае 2013 года нанимателем безосновательно предоставлено Ш. 33 дня отпуска без сохранения заработной платы.

По оценке Минской областной прокураты, в Узденском районе основными причинами ненадлежащей трудовой деятельности обязанных лиц являются отсутствие надлежащего контроля нанимателями и службой отделений охраны правопорядка и профилактики за ежедневной явкой обязанных лиц на работу, а также отсутствие содействия со стороны органов внутренних дел в доставке обязанных лиц на работу.

Как нам представляется, доставка участковыми милиционерами на служебных авто разгильдяев на работу, безусловно, обеспечит их присутствие на рабочем месте, но никак не скажется на качестве труда, не изменит их менталитет. В социальное неблагополучие часто скатываются люди с психологией иждивенца: мы детей родили – государство пусть дает пособия, школа воспитывает, а мы будем жить в свое удовольствие. И хотя при отбирании детей в приюты составляется индивидуальный план реабилитации семьи, который утверждается в райисполкоме и в котором  расписано: какая служба и чем обязана помочь, на практике все сводится к тому, что участковый должен привезти обязанное лицо на работу. Между тем не только дети в интернате нуждаются в психологической помощи, но и родителям-«лишенцам» она необходима. И если в интернах и социально-педагогических приютах есть штатные психологи, то в души взрослых никто не заглядывает. Нерадивых родителей пытаются наказывать трудом и рублем, что далеко не всегда удается.

Родители считают деньги, дети мечтают жить дома

Социально неблагополучные семьи всеми способами стараются оставить ребенка в семье, чтобы «не платить государству за спиногрыза». Лариса Пархимович привела такой пример: «Педагоги Неманской средней школы имени Гурского посетили семью 13-летней ученицы, не посещавшей занятия. В доме находились посторонние граждане, с которыми мать ребенка распивала спиртные напитки. В ходе беседы женщина пояснила, что ее дочь находится на лечении в Узденской районной больнице. Однако девочка была обнаружена в шкафу, куда ее спрятала мать. В доме наблюдалось крайне неудовлетворительное санитарное состояние. Несовершеннолетняя была экстренно отобрана из семьи и действительно помещена в детское отделение больницы. Затем школьница была признана нуждающейся в государственной защите».

Удивительно то, что дети любят любых своих родителей – пьющих, не уделяющих им внимания. Находясь в интернате, дети ожидают, когда же придет мама и заберет их домой. Пусть даже этот дом в тысячу раз проигрывает по комфорту помещениям интерната. Большинство же родителей, лишенных прав, видят корень своих бед в детях, мол, «из-за них» семью поставили на учет как неблагополучную и, страшно сказать, заставили работать на детей.

Хотя нужно признать, что для некоторых взрослых изъятие ребенка из семьи является неким сигналом к началу новой жизни. У них все-таки получается наладить свою жизнь и вернуть ребенка в семью. По статистике, с 2007 по 2012 год более 2 тысяч родителей по решению суда были восстановлены в родительских правах, а значит, их дети вернулись домой. И хочется верить, что в этих случаях не было места формализму: на работу устроился, жилье привел в порядок, а было искреннее желание изменить свою, а главное, жизнь детей к лучшему.

Как вам новость?
Головоломки