05. 08. 2014

Land Rover открывает Беларусь: Неизвестная Беларусь с Land Rover – часть 2

Тема: Land Rover открывает Беларусь: Неизвестная Беларусь с Land Rover – часть 2

/

В первой части нашего дневника мы рассказали о посещенном нами Березинском заповеднике, а также Лепеле и его окрестностях. Сегодня речь пойдет о Полоцке, Миорах, Друе, Дрисвятах, Видзах и окружающих Браслав озерах и городках.

Экспедиция «Land Rover открывает Беларусь»:

Часть 1: Березинский биосферный заповедник и окрестности Лепеля

Часть 2: Полоцк, Браславские озера, пограничные территории

Все-таки, как же красива наша страна! Мы, Telegraf.by, уже второй раз принимаем участие в экспедиции, организованной Land Rover. И каждый раз убеждаемся в том, что у нас множество уникальных, как с исторической точки зрения, так и с визуальной, мест. Уверены, не в последний раз мы отправляеся в такую экспедицию, так как хочется рассказать своим читателям обо всех красотах Беларуси.

Третье утро мы встречаем в Полоцке. Естественно, мы не можем упустить шанса пройтись по улочкам самого старого белорусского города.

Наш гид Наталья Сергеенко знакомит нас с историей города и старается показать Полоцк таким, каким его знают местные жители, а не туристы.

Естественно, мы проходим и мимо широкоизвестных мест. Например, останавливаемся возле памятного знака «Географический центр Европы». Никого не смущает, что помимо Полоцка статуса «географического центра» удостоено еще минимум семь мест.

В поисках смотровой площадки мы наткнулись на археолога, который с группой студентов-волонтеров проводит раскопки на месте фундамента старого дома.

На этом месте вскоре должен появиться новый дом, однако хозяева земли согласились повременить со строительством.

За время работ команда успела раскопать слои земли до тысячи лет назад.

Музеи в городе, как и практически везде в нашей стране, государственные. И есть в Полоцке музей, про который официальные гиды никогда не расскажут – несколько лет назад местный предприниматель Алексей Лукашов организовал частную коллекцию, которую выставил на всеобщее обозрение. Такой же правильный со всех точек зрения подход мы видели во французском городе Мужен, где колекционер из Великобритании Кристиан Леветт (Christian Levett) организовал музей Musee d'Art Classique de Mougins. Об этом есть отдельная публикация.

Алексей с детства увлечен историей жизни князя Полоцкого Андрея Ольгердовича. Видно, как Алексей искренне переживает за то, что в исторических хрониках судьба князя Андрея искажена, и он предлагает свою версию, основанную на фактах. Только ради его рассказа стоит зайти в этот музей.

Все экспонаты в нем Алексей приобрел, а затем реставрировал собственноручно.

Время, отведенное нам на краткое изучение Полоцка, подходит к концу, и мы отправляемся в Миоры. Наш маршрут пролегает через Ветринский укрепрайон.

В Полоцком районе военные укрепления начали строить еще в 1928 году. А около поселка Ветрино – всего за два года до начала Второй мировой войны. Возведение ДОТов и пулеметных огневых точек так и не было закончено, и, по данным историков, бойцы встретили врага в недостроенных укреплениях.

Еще несколько лет назад по этой проселочной дороге можно было проехать без особых проблем. Однако сейчас от нее практически ничего не осталось. Лишь по прорубленным просекам в лесу можно догадаться, что когда-то здесь ездили машины.

Изредка по пути встречается колея.

По пути встречаются метровые сорняки, так что часто продвигаемся вперед наугад. К полуразрушенным ДОТам подобраться можно, но сложно.

Погрузившаяся в историю и вся покусанная слепнями, наша группа едет в сторону города Миоры, где нас ждут в школьном музее. Он интересен тем, что считается самым большим школьным музеем в стране. Невозможно вообразить, как на площади обыкновенного школьного класса можно хранить более 13 тыс. экспонатов. Однако так оно и есть. Самому древнему из них (зубу мамонта) 15 тыс. лет. 

Все экспонаты найдены учащимися средней школы №3.

Руководство музея говорит, что они способны организовать 28 уникальных лекций продолжительностью до часа. Увидев все представленное в музее, начинаешь верить этим словам.

На снимке наш новый гид Виктор, который будет сопровождать экспедицию сегодня и завтра. Он отлично знает все местные достопримечательности, историю края и свободно общается на русском, белорусском и английском языках. Интереснейший оказался человек.

Следующим пунктом маршрута Виктор определяет... водопад на реке Вята. Мы пока не знаем, какое чудо нам предстоит увидеть. И по пути останавливаемся в деревне Идолта, где находится костел богоматери Шкаплерной. Это единственный католический храм в стране, выполненный в стиле модерн.

А вот и водопад. На фотографии сложно оценить его размер: выглядит он небольшим, однако высота этого порога почти в два человеческих роста. Сила воды такова, что сильный взрослый мужчина если и сможет зайти под струю, то долго там не продержится – его прижмет к земле или (что еще опаснее) отшвырнет на валуны, находящиеся неподалеку.

Происхождение водопада не естественное: около 50 лет назад здесь функционировала небольшая гидроэлектростанция, от которой «питались» электроэнергией ближайшие деревни. А в наши дни это место для семейного отдыха.

К водопаду можно подъехать с двух сторон.

Мы выбрали трудный путь с крутым склоном и опасным спуском, где можно запросто потерять бампер. Местные же жители подъезжают к водопаду с противоположной стороны.

Двигаемся в сторону агрогородка Друя.

Здесь находится монастырь бернандинцев, построенный в 1643-46 годах. За монастырем уже Западная Двина, а на другом ее берегу – Латвия.

Утро мы встречаем на окраине Браслава. Первым делом, чтобы побыстрее проснуться, решаем преодолеть брод.

Браслав. Город и окружающие его озера в представлении не нуждаются – каждое лето сюда приезжает несколько десятков тысяч отдыхающих.

Многие едут «дикарями», для предпочитающих цивилизованный отдых есть все, включая обзорную экскурсию на вертолете.

Городище «Замковая гора», построенное в IX-XV веках.

Сегодня здесь находится парк, где горожане и гости прячутся от палящего солнца.

У подножия горы расположен костел Рождества девы Марии.

А через дорогу от него церковь Успения пресвятой богородицы.

Едем дальше, а также рекомендуем всем, кто поедет сюда в будущем, посетить эти места.

По пути нам встречается озеро с символичным названием «Божье око». Наш гид Виктор предупреждает, что купаться в нем не стоит – глубина озера большая, вода ледяная и вследствие этого – по несколько утонувших за год. Именно о таких озерах складывают легенды, мол, «стояла деревенька на берегу, да утащило ее озеро». Доля правды в этом есть, считает член нашей экспедиции Сергей Куштель. Дело в том, что такие озера на глубине имеют форму клизмы. То есть на поверхности диаметр озера один, а на глубине он гораздо больше. Получается, что строения как бы стоят над водой, а отделяет их от нее несколько метров грунта. И в любой момент возможно сползание.

Наша следующая цель – взобраться на холм, где располагалось городище викингов.

Городище Масковичи построили викинги в начале нашей эры. Место это было выбрано не случайно – со всех сторон холма отличный обзор. Позже здесь полочане построили крепость.

С вершины холма открывается вид на озера Неспиш и Недрово.

Церковь божьего провидения – католический храм в агрогородке Слободка, построенный в 1903-1906 годах. Примечателен не только неонорманским стилем, но и тем, что часто костел ошибочно именуется Церковью сердца Иисуса (такое название фигурирует даже в Государственном списке историко-культурных ценностей).

Наряду с системой Браславских озер, Слободковская озовая гряда – еще одно наследие ледников. Местные жители называют этот памятник природы не иначе, как гряда Милости.

Гряда образовалась примерно 16-18 тысяч лет назад во время таяния Позерского ледника. Сегодня в этом живописном месте растут редкие виды растений, а сосны на крутых склонах величают «пьяным лесом» – они и в самом деле хаотично направлены то вправо, то влево, то наверх..

Вокруг гряды расположены озера Недрово и Потех.

Жаль, что у нас не хватило времени подойти к огромной воронке, именуемой «Чертовой ямой». В прошлом она была небольшим озером шириной 100 метров и глубиной 32 метра. А сегодня это огромная впадина.

Вид с озовой гряды на костел в Слободке.

Примерно в 20 километрах от Браслава расположены еще два крупных озера – Струсто и Снуды. А между ними находится гора Маяк высотой 44,7 метра от уровня воды, с которой открывается шикарная панорама.

На самом деле это холм, а название «Маяк» он получил после того, как геодезисты установили на вершине триангуляционную вышку, издалека напоминавшую настоящий маяк.

Вода у подножия горы чистейшая и теплая, дно песчанное, а для отдыха есть несколько беседок. Даже в жаркое воскресенье людей здесь не так уж и много.

Те, кто любит хлоридно-натриевую воду с довольно специфическим вкусом и запахом, могут набрать жидкость в источнике Окменица. Он как раз расположен неподалеку от «Маяка».

Далее мы едем в пограничные с Литвой территории.

Дорога преимущественно гравийная.

Из под колес наших Land Rover’ов поднимается не только пыль, которая оседает в лучшем случае минут через 10, но и вылетают камни. Поэтому при езде по таким дорогам лучше держать большую дистанцию. И всегда ездить с включенным дальним светом. Местные жители этим часто пренебрегают.

На нашем пути деревня Опса, где в начале прошлого века Феликсом Плятером (в то время он владел этим местом) был построен дворцово-парковый комплекс «Усадьба Плятеров».

К сожалению, во время Второй мировой войны дворец был сильно поврежден, и до наших дней им никто не занимался.

Сейчас здание выкуплено частным инвестором, и, судя по вывеске, скоро здесь будет открыт ресторанно-гостиничный комплекс.

Усадьбу окружает большой парк. Говорят, в нем растет самый старый на Браславщине дуб – ему 200 лет.

Около 30 километров отделает нас от наследия Советского Союза – ГЭС «Дружба народов». Решение о строительстве станции «трех колхозов» было вынесено 21 ноября 1951 года при участии предствителей колхоза имени Молотова Видзовского района БССР, имени Мицкевича Дукштаского района Литовской ССР и имени Свердлова Гривского района Латвийской ССР.

Сейчас она находится в нерабочем состоянии, хотя видно, что колючая проволока, опоясавшая плотину, совсем новая. 

Наш маршрут почти пройден. Предпоследний пункт назначения – деревня Дрисвяты, которая находится на границе трех государств – Беларуси, Литвы и Латвии. Интересно, что в небольшой деревушке с населением три сотни человек примерно в одно и то же время построены два храма с одинаковыми названиями.

Православная церковь Петра и Павла возведена в в 1907 году.

А костел Петра и Павла – через 20 лет. Это единственный в нашей стране деревянный храм в стиле модерн.

Финишная точка нашего с Land Rover путешествия – поселок Видзы, примечательный костелом высотой 59 метров. 

Говорят, что в его стены вмурованы два артилерийских снаряда времен Первой мировой войны.

С 1921 по 1939 года Видзы входили в состав Польши. Сейчас это небольшой поселок городского типа с населением всего 1700 жителей.

А мы стартуем в сторону дома. Впереди несколько километров гравийки, а далее уже отличная дорога через Поставы и Мядель до Минска.

Для тех, кто хочет повторить наш маршрут, приводим координаты посещенных нами мест (реальное местоположение может немного отличаться из-за погрешности Google maps):

Ветринский укрепрайон, где стоит проехаться только ради того, чтобы проверить возможности автомобиля. А также увидеть ДОТы времен ВОВ и заполучить на свою голову сотню-другую оводов и слепней.

Деревня Идолта

Водопад на реке Вята – на внедорожниках спуск только с правой стороны

Агрогородок Друя на границе с Латвией

Озеро «Божье око» – уникальное природное озеро, известное своей коварностью

Городище викингов Масковичи – отличная панорама озер Неспиш и Недрово

Католический храм в агрогородке Слободка

Гора «Маяк», внизу которой можно организовать отличный отдых

Источник Окменица – для любителей природной воды

Дворец Плятеров – наследие прошлого века, которое, надеемся, будет восстановлено в первозданном виде

ГЭС «Дружба народов» – эту станцию можно просто один раз увидеть и запомнить на всю жизнь

Костел Петра и Павла в деревне Дрисвяты. Неподалеку находится и православный храм.

Троицкий костел в поселке Видзы: один из самых высоких белорусских храмов

 

Состав экспедиции:

Дмитрий Новицкий, главный редактор журнала «Большой»

Андрей Барашко, директор Holiday.by

Илья Иванов, коммерческий директор Telegraf.by

Денис Алдохин, корреспондент auto.tut.by

Аркадий Соболев, фотокорреспондент onliner.by

Александр Ковалев, тест-пилот «Автопанорама», СТВ

Юрий Гладчук, корреспондент «Автобизнес», abw.by

Сергей Сидорук, эксперт по экологическому туризму

Сергей Куштель, историк

Игорь Губарь, эксперт по бездорожью и аккредитованный инструктор школы Land Rover Experience

Ирина Тамилович, руководитель проекта «Land Rover открывает Беларусь», руководитель отдела маркетинга

Ирина Антонова, координатор экспедиции, автор маршрута

Александр Tarantino Жданович, официальный фотограф экспедиции

Глеб Малофеев, официальный фотограф экспедиции, фотограф журнала «Большой»

Автомобили экспедиции:

Land Rover Discovery, 3.0 дизель, 8-АКПП, по прозвищу «Грязнуля» и «Белка»

Land Rover Freelander 2, 2.0 бензин, 6-АКПП, по прозвищу «Фрил»

Land Rover Defender, 2,2 дизель, МКПП, по прозвищу «Танк»

- Доктор, мой муж Лёва таки случайно проглотил нурофен! Шо делать?
- Не суетитесь вы так! Сделайте ему таки теперь головную боль - не пропадать же таблэтке!

еще

17 ноября в Беларуси пройдут парламентские выборы.

Намерены ли вы участвовать в них?