В ожидании отмены моратория на зачет встречного НДС…

20 сентября был опубликован указ президента №453 " Об отдельных вопросах взимания налога на добавленную стоимость". Данным нормативным документом вносятся корректировки в наделавший много шума указ президента № 361, которым вводится отсрочка по зачету встречного НДС для импортеров сроком на 90 дней, при поставках продукции для внутреннего рынка не для целей дальнейшей переработки. Обращают на себя внимание две детали.

1. В список исключений попали позиции, которые формируют значительный объем импорта Беларуси.

2. Исключения появились лишь через два месяца после выхода указа, которым был введен мораторий на зачет встречного НДС.

Цели введения моратория на зачет встречного НДС на срок 90 дней прозрачны и понятны. НДС — одна из самых успешно собираемых статей доходов бюджета. За 7 месяцев собрано 60% от объема доходов, запланированных по данной статье в 2014 году. Кроме пополнения бюджета данная мера является своеобразным барьером для товаров потребительского импорта, поскольку наши гиганты промышленности под действие данного указа, как предполагалось, не подпадают ввиду использования сырья для дальнейшей переработки, а вот поставщики потребительского импорта будут вынуждены найти около 20% от оборота и предоставить государству беспроцентный кредит на срок от 90 дней и выше. С учетом текущих ставок по кредитам дополнительные издержки для импортеров  от данной добровольно-принудительной  акции могут составить от 5 % от стоимости продукции и выше.

Что делать импортерам в данном случае?

Вариантов два: либо сворачивать свою деятельность, если дополнительных сумм не нашлось, а рост издержек делает бессмысленным дальнейшую деятельность, либо работать дальше, увеличивая цены. При наличии возможности можно открыть кредитную линию в банке. Тенденция по снижению ставок по кредитам продолжится, пик спроса на кредиты будет наблюдаться ближе к дате квартальной уплаты НДС в октябре. И банки пока готовы предоставлять кредиты для выплаты НДС.

Появление корректировок говорит о недостатках нормативного документа. Наши законодатели "пропустили" проблему  сразу нескольких весьма крупных позиций. И обнаружили это лишь через два месяца после того, как был подготовлен  документ. И далеко не факт, что все проблемные позиции данным указом закрыты.

Почему при разработке данного нормативного документа все заинтересованные стороны не были привлечены к работе – вопрос риторический. Такова практика, и бизнес, за редким исключением, ставится перед  фактом предстоящих изменений в работе. Освобождение «Беларуськалия» от экспортной пошлины на калийные удобрения поставило вопрос о поиске дополнительных источников доходов бюджета. Однако вместо ревизии различных государственных программ по привычке деньги ищут в кармане потребителя. Он и заплатит за все.

А иные корректировки в 361-й указ, скорее всего, будут. Потому что указы создаются одними людьми, а работают по ним — совершенно иные. И первые вторых вряд ли поймут.

Экономический обозреватель Дмитрий ИВАНОВИЧ

Как вам новость?