И кредит берем, и пошлины давайте…

В четверг, 9 октября 2014 года, белорусский парламент планирует обсудить ратификацию договора о ЕАЭС. Изначально ратификацию планировалось осуществить одновременно всеми странами-участниками. Но жизнь внесла в планы свои коррективы. Формальной причиной затягивания ратификации со стороны Беларуси стал налоговый маневр в нефтяной сфере в РФ.

Его реализация может сократить поступления в белорусский бюджет от экспортных пошлин на нефть на несколько сотен миллионов долларов.

Пикантность ситуации состоит в том, что речь идет не о сокращении текущих поступлений, а о будущей сумме дотаций белорусской экономике. Несколько месяцев назад Беларусь добилась зачисления с 2015 года в свой бюджет половины суммы экспортных пошлин от нефтепродуктов из российской нефти. Примечательно, что точные суммы договоренностью не прописывались, лишь уточнялись доли. Суммы уже потом вычислялись заинтересованными лицами исходя из текущих цен и правил игры. И даже зачислялись в бюджет 2015 года.

Причем о сути налогового маневра на момент договоренностей белорусская сторона была в курсе, то есть сокращение сумм экспортных пошлин неожиданностью не должно было стать. Тем не менее именно сокращение сумм экспортных пошлин и стало поводом для затягивания ратификации договора о ЕАЭС. Причины такой… требовательности белорусской стороны нужно искать не в деталях налогового маневра и договоренностей Беларуси с РФ, а в изменениях отношений РФ со странами Запада.

Тут нужно вспомнить о пресловутом бридж-кредите от ВТБ. В конце 2013 года Беларусь смогла получить всего 450 млн долларов из обещанных 2 млрд. В конце июня 2014 года Беларусь уже добилась перечисления всей суммы, причем 450 млн перестали быть краткосрочным бридж-кредитом, став межгосударственным российским кредитом. В сентябре в долгосрочный госкредит перешли и оставшиеся 1,55 млрд долларов. Разница между бридж-кредитом от ВТБ и госкредитом от РФ в том, что первый – это инструмент давления на Беларусь, а второй – фактор поддержки и поощрения Беларуси в отстаивании ее самостоятельности.

Пока международное положение позволяло РФ ставить условия Беларуси, российская помощь была больше похожа на дозирование свежего воздуха. Но уже летом все заметно изменилось, о каких-либо условиях и речи не шло. РФ нужно продемонстрировать хоть какую-то международную поддержку, чем Беларусь активно и пользуется. Например, РФ ничего не может (не готова) сделать с фактическим реэкспортом продуктов питания (иначе сложно объяснить рост в разы импорта в Беларусь продуктов из Европы). Теперь дошла очередь и до экспортных пошлин на нефтепродукты.

В 2010 году Беларусь в подобной ситуации (подписание соглашений по ЕЭП) в конечном итоге отступила. Сейчас (в краткосрочном периоде) Беларусь находится в гораздо лучшем положении, чем РФ. Учитывая нынешние отношения РФ и Запада, улучшений в ближайшее время ждать не приходится. Поэтому затягивать с договором о ЕАЭС РФ точно не будет. В таких условиях, проявив «принципиальность», Беларусь наверняка выбьет себе «компенсацию», пусть и не в желаемых объемах. Главное, не перегнуть палку.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?