Эксперт: борьба с теневой экономикой в нынешнем формате бессмысленна

Последняя серия инициатив госорганов Беларуси, направленная на борьбу с теневой экономикой, вряд ли является очередной кампанией, затеянной для отчета. Во всяком случае, широта направлений поиска источников дополнительных доходов для бюджета и количество задействованных для этого ведомств, сравнимы с программой модернизации.

Перманентно эта борьба велась всегда, но как-то вяло. По большому счету принимался какой-либо документ, демонстрировалась активность, а затем постепенно все успокаивалось.

Начало нынешней кампании по борьбе с теневой экономикой положил документ с ограничениями на сделки объемом более 1000 базовых величин. Затем инициативы пошли массово: увеличение доли безналичных платежей, запрет на применение «упрощенки», борьба с зарплатами в «конверте», борьба с «тунеядством».

Так из-за чего весь сыр-бор? По оценкам, доля теневой экономики составляет от 20% до 30% от всей экономики, то есть «кусок жирный». К тому же, несмотря на оптимизм официальных лиц, проблемы в российской экономике и снижение цен на нефть и нефтепродукты заметно сократят доходную часть бюджета. При этом сокращать расходную часть в 2015 году будет сложно, так как год выборный. Вот и приходится искать дополнительные источники пополнения бюджета. Тем более что теневой сектор уже давно был бельмом в глазу.

Давайте оценим эффективность принятых документов в нынешних условиях. Учитывая, что в теневой экономике наибольшие доли приходятся на субъекты хозяйствования и ИП, самыми серьезными инициативами являются ограничения на «упрощенку» и, как следствие, борьба с «конвертами». Нужно сказать, что «упрощенка» стала легальным способом сокращения налогов по заработной плате и не только. Сейчас этот пробел будет прикрыт. Что касается «конвертов», то вряд ли стоит ожидать «прорыва» в этом направлении: на небольших фирмах что-то найти можно только в случае внутреннего конфликта, а на крупных предприятиях эта проблема решена уже давно. Тем более что основную выгоду от ухода от налогов получают собственники или руководители, которые вряд ли заинтересованы что-то менять.

Следующими по размеру доли в теневой экономике являются заработки гастарбайтеров. Но с налогом на «тунеядцев» все сложнее, так как до сих пор не понятно, против кого это решение направлено: тех, кто работает, но не платит налоги, или на обычных бездельников? И в какую сумму государство оценит легализацию деятельности таких уклонистов?

Что касается ограничения на сделки объемом более 1000 базовых величин, то это решение почти никак не затронет теневую экономику. Например, объем сделок с недвижимостью в Минске составляет около 80 млн долларов в месяц. Информация о таких сделках может разве что частично указать на персоны. Да и то, достаточно расплывчато, так как 15 тыс. долларов – это достаточно небольшая сумма. Больше всего от этого решения выиграют банки, через которые и будут проводиться расчеты.

Отдельно стоит отметить попытку Нацбанка изменить тарифы на инкассацию и эквайринг. Решение, принятое в рамках увеличения доли безналичных расчетов, споткнулось на процедуре согласования и слабой готовности субъектов хозяйствования к переходу на безналичные расчеты. После «кабинетных» согласований между ведомствами этот документ отложили до «лучших времен».

В целом, нынешняя попытка увеличить долю поступлений налогов из теневого сектора экономики вряд ли сильно пополнит бюджет. Работа с наличкой и так называемые «откаты» больше зависят от правил игры, устанавливаемых государством – сложность и непредсказуемость законодательства, большая доля госрасходов и непрозрачность процедуры распределения госфинансов, высокая ставка налогообложения. А неопределенный статус ИП, которые работают по отличным от субъектов хозяйствования правилам и имеют возможность достаточно широкого толкования наличных, создает дополнительные проблемы в желании работать прозрачно. И здесь опять все в руках государства, которое может и должно создавать стимулирующие условия для перехода ИП в юрлица, главным из которых является наличие условия для роста. Что касается гастарбайтеров и других официально не занятых в экономике Беларуси лиц, то это опять же вызвано отсутствием условий для развития действующих участников рынка.

То есть все в руках государства. Введение каких-либо запретов и поборов, конечно, может немного увеличить поступления в бюджет, но принципиально ничего не изменит. А дополнительные расходы будут просто переложены в цены, что еще более ухудшит конкурентоспособность белорусских товаров и услуг. Не желая что-то серьезно менять в действующих правилах игры, ограничиваясь косметическими изменениями и вводя дополнительные поборы для и так работающих, можно решить только текущие проблемы. Стратегией тут и не пахнет…

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «ВЭД и валютное регулирование», специально для Telegraf.by

Как вам новость?
Головоломки