Что год прошедший нам приготовил?

2014-й год оказался для Беларуси богатым на события. К сожалению, подтвердилась мудрость о том, что как Новый год встретишь, так год и проведешь. Беларусь встретила 2014-й год в ожидании российского кредита – так и прошел весь год в ожидании российской помощи.

Правда, в течение года были не только беспокойное ожидание, но и светлые моменты. Попробуем остановиться на самых значительных из них:

Январь. Поступление в конце 2013 года 450 млн долларов от ВТБ и планы на еще 1,5 млрд долларов настроили руководство Беларуси на оптимистичный лад, причем настолько, что даже январская девальвация российского рубля не поколебала уверенность в удаче. В 20-х числах президент в беседе с представителями СМИ подчеркнул свою правоту в решении об отказе от девальвации.

Февраль. Девальвация в Казахстане, смена власти в Украине, которая повлекла девальвацию гривны. В Беларуси продолжается сокращение ВВП.

Март. События в Крыму и начавшееся противостояние России и стран Запада. Руководство Беларуси занимает нейтральную позицию в конфликте, что вызывает недовольство у руководства РФ. За счет «печатного станка» удается ускорить ВВП.

Апрель. Начали ощущаться проблемы в экономике Беларуси, но укрепление российского рубля, несмотря на официальное признание рецессии, частично снимает проблемы. Для стимулирования реального сектора Нацбанк вводит механизм снижения процентных ставок по рублевым кредитам.

Май. Фиксируется сокращение ЗВР Беларуси более чем на миллиард, в воздухе повисает кризис. Некоторую надежду на очередное чудо дает подписание Договора о ЕАЭС.

Июнь. Пессимизм в экономике достигает пика, но ситуацию спасают 2 млрд долларов нового бридж-кредита ВТБ.

Июль. 450 млн долларов бридж-кредита переоформляются в российский госкредит. Введение санкций против России улучшает положение Беларуси, которая дистанцируется от конфликта. Вводится 90-дневная отсрочка зачета ввозного НДС.

Август. Введение Россией ответных санкций против стран Запада и предложение Беларуси нарастить экспорт в РФ. Грандиозные планы белорусских чиновников по увеличению валютной выручки.

Сентябрь. Начало падение цен на нефть. Стоимость бензина в Беларуси привязывается к курсу доллара. Переоформление оставшихся 1,5 млрд долларов бридж-кредита ВТБ в российский госкредит. Рост транзита через Беларусь в Россию.

Октябрь. Серьезная девальвация российского рубля. Потери от курсовых разниц для белорусского экспорта в Россию. Массовые претензии к транзиту санкционных товаров через Беларусь.

Ноябрь. Введены запреты на поставки в Россию для более 20 белорусских производителей продуктов питания. Рост потерь из-за девальвации российского рубля и сокращения объемов экспорта в РФ. В Беларуси растут девальвационные ожидания. ВВП сдвинулся с полугодового уровня в 1,5% до 1,7%, правда, вместе с ростом складских запасов.

Декабрь. Обмен критическими заявлениями между Беларусью и Россией, проблемы с нефтяными экспортными пошлинами и поиском источников валютных поступлений в Беларусь. Вводятся сбор на покупку валюты населением и налог для субъектов хозяйствования (изначально это было 30%, затем – 20%). Появляется множественность курсов. Встают в полный рост грядущие проблемы в экономике Беларуси. Меняется правительство и руководство Нацбанка.

2014-й год наглядно продемонстрировал системные проблемы белорусской экономической модели: отсутствие диверсификации рынков сбыта и почти полная зависимость от российской экономики, а также изначально неправильный способ тактическими управленческими решениями подменять стратегию. В более-менее стабильной обстановке это проходило, а вот в кризис проблемы с экспортом и ошибки оказывались на виду почти сразу. Но 2014-й год выделяется и тут – такого количества не сработавших (а то и просто отмененных) решений не было.

Например, закончилась ничем попытка руководства Беларуси административным путем ограничить импорт – Украина ввела ответные санкции, в результате все вернулось на круги своя. Отменены постановления Нацбанка о введении ставок на инкассацию и о частичном открытии внебиржевого валютного рынка. В очередной раз закончилась ничем попытка Нацбанка и правительства победить депозитную пирамиду, административным путем снижая процентные ставки по рублевым ресурсам. Как и в предыдущие попытки 2012 и 2013 годов, процентные ставки вернулись на уровень 50% годовых.

Закончились половинчатым успехом попытки минфина привлечь на внутреннем рынке 900 млн долларов. Чтобы сохранить возможность сотрудничества с международными кредитными организациями (то есть не наращивать объемы кредитования экономики), кредиты госпредприятий были переведены в льготные. Предпринята новая попытка сократить теневой сектор Беларуси через максимальное увеличение налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, но, как и раньше, без изменения правил игры в экономике.

Из стратегических решений была только подготовленная правительством Беларуси Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Сама программа условно разделена на две части: до 2020 года и до 2030 года. В первой части предлагается завершить подготовку к «решительному рывку» (отсюда и все действия – оценить, подготовить, собрать и т.д.), а уже во втором периоде, собственно, и совершить «рывок». То есть изначально предполагалось, что нынешнее правительство будет только «создавать базу», предоставив реализацию «рывка» своим преемникам. Отставка правительства и руководителя Нацбанка это подтвердила. Но надеяться на какие-либо изменения с «новым» правительством не приходится – «новые» это те же лица, только пересевшие из одних кресел в другие. Таким образом, Беларусь встречает 2015 год в ожидании новых кредитов и очередного чуда

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?