Бизнесу в Беларуси сейчас остается только выживать

08.12.2014 09:27
Архив Редакция

Последние месяцы в экономике Беларуси прошли под влиянием очень сильной девальвации российского рубля. Стараясь сократить убытки, белорусские производители начали сокращать отгрузки в РФ. Но так как российский рынок был для большинства чуть ли не единственным внешним рынком, то это сильно сократило обороты. А понимание того, что рецессия в РФ – это всерьез и надолго (цены на нефть в обозримом будущем не вернутся хотя бы на уровень в 90 долларов за баррель), просто погрузило экспортеров в апатию.

Но бизнес есть бизнес, его целью всегда было зарабатывать деньги. Не имея возможности зарабатывать на поставках в РФ, бизнес стал внимательно смотреть на остальные рынки. И в первую очередь на внутренний белорусский. С товарами на нем особо не заработаешь (емкость мала, да и поделен давно), поэтому интересе представляет рынок финансов и услуг.

Началось сокращение производств и сдача освободившихся площадей (с оборудованием и без) в аренду. А свободные оборотные средства отправляются на депозит, благо процентные ставки (около ставки рефинансирования) обеспечивают какой-никакой, а заработок.

Но это все быстрые решения, оперативные. Стратегически началось переосмысление правил игры. Например, сокращение оборота в производстве и торговле позволяет заморозить (или даже сократить) заработную плату наемным работникам. Или начать массово затягивать расчеты по своим обязательствам перед партнерами, ссылаясь на общие проблемы. Как следствие, только за сентябрь объем рублевых депозитов субъектов хозяйствования вырос на 3 трлн белорусских рублей.

Ничего удивительного, что начали расти просроченные дебиторская и кредиторская задолженности. За 9 месяцев 2014 года просроченная дебиторская задолженность выросла на 29% (за сентябрь – на 1,4%), а кредиторская задолженность выросла на 19,6% (за сентябрь – на 1,9%). При этом внешняя дебиторская задолженность даже немного сократилась. Что и не удивительно, так как расчеты по старым отгрузкам худо-бедно идут, а новых отгрузок становится все меньше.

В октябре-ноябре (по сообщениям СМИ) ситуация только ухудшилась. Бюджет и госпредприятия стали еще больше задерживать расчеты по своим обязательствам. Что сделало затягивание исполнения своих обязательств системой. В результате даже те фирмы, которые имеют ресурсы для своевременных расчетов, переносят сроки на недели, а то и на месяцы. А «сэкономленные» деньги оставляют на депозитах.

И если еще год назад затягивание расчетов на месяцы вызывало резкую реакцию вплоть до суда, то сейчас реакция намного спокойнее: общая усталость, понимание того, что всем тяжело, да и нежелание терять партнеров, которые еще работают.

Все это только усугубляет ситуацию в экономике Беларуси. Но это бизнес, он не плохой и не хороший. Он просто пытается выжить. Ну и заработать, конечно. И общий тон задает не бизнес, а государство. Именно государство начинает цепочку задержек платежей. Именно государство, определяя налоговую и инвестиционную политику, совершенно не стимулирует создание новых технологичных производств и поиск новых рынков. А непредсказуемость валютной политики, низкий объем ЗВР, необдуманность с финансированием госпроектов и высокие процентные ставки вынуждают бизнес «смотреть» вперед не далее года. В таких условиях бизнесу ничего не остается, как просто выживать, откусывая себе «куски» где можно. Чем государство и пользуется, перекладывая ответственность за свои ошибки на бизнес и обвиняя его во всех грехах.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?