Конец года. Слякоть и ожидание девальвации (нефтепошлины не спасут)

17.12.2014 13:42
Архив Редакция

Вот уже который год Беларусь встречает с открытым вопросом о возможной девальвации белорусского рубля. Причины стандартные: нехватка валюты и проблемы со сбытом белорусской продукции. Меняется только внешний фон – Беларусь конфликтует то с Западом, то с Востоком. Нынешний год Беларусь завершает с затоваренными складами и подвешенными экспортными нефтепошлинами, помноженными на выборный год.

Согласно заявлению замминистра финансов Беларусь может рассчитывать на 1,5 млрд долларов экспортных нефтепошлин, если цена нефти будет выше 70 долларов за баррель. На текущий момент цена опустилась ниже 60 долларов за баррель и в ближайшее время расти не планирует.

А бюджет Беларуси сверстан из расчета цены нефти в 83 доллара за баррель, то есть в бюджет заложены и 1,5 млрд нефтепошлин, и доходы от нефтепереработки при высокой цене на нефть. То есть Беларусь может получить «дыру» из 2 млрд долларов, которые планировали использовать для выплат по внешнему госдолгу (в 2015 году их объем составляет около 4 млрд долларов). И заместить эти деньги, несмотря на оптимистичные заверения официальных лиц, нечем.

Поступления от внешней торговли сокращаются, а внешнеторговое сальдо ушло в минус. Население чувствует негатив, который уже не могут перебить заметно уменьшившиеся за год процентные ставки по депозитам, начался перевод рублевых депозитов в валютные. А единственным источником валюты у государства остаются ЗВР, которые на 1.12.2014 года уже пробили вниз уровень в 6 млрд. долларов. В декабре, учитывая платежи по госдолгу и повышенный спрос на валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования, они сократятся еще на полмиллиарда долларов, если не больше.

В этой ситуации ежемесячное непоступление 125 млн. долларов (именно в таком объеме в 2015 году экспортные нефтепошлины должны были поступать в Беларусь) может стать той соломинкой, которая спровоцирует повторение кризиса подобному событиям 2011 года.

Конечно, можно попробовать повторить 2009 год, проведя разовую девальвацию на Новый год. Но этот вариант, по всей видимости, даже не рассматривается. Не будем брать во внимание «конспирологический» аргумент о запрете на рост цен до 15 января 2015 года. Опыт девальваций 2009 и 2011 годов говорит о том, что девальвация требует приличной «подушки» в валюте (для Беларуси не менее 2 млрд) и несколько месяцев, чтобы сбить ажиотаж и население смогло привыкнуть к новой реальности и успокоиться. Сейчас у руководства Беларуси нет ни того, ни другого.

Дополнительным аргументом для затягивания решения о девальвации является рецессия в РФ. Это в 2011 году девальвация помогла резко нарастить экспорт в РФ. Сейчас так не будет, к тому же не исключен вариант с нетарифными ограничениями со стороны российских госорганов (как это уже происходит с белорусскими продуктами питания). К тому же пока цена нефти не остановится на каком-то уровне, российский рубль будет продолжать свое падение, поэтому нет смысла гнаться за российским рублем. В настоящий момент все силы правительства и Нацбанка будут брошены на поиск валюты и ужимание расходов. Для чего будут использованы механизмы сдерживания цен.

Многое, как и год назад, будет зависеть от декабрьской встречи на высшем уровне с руководством РФ. Нужно понять, как руководство РФ относится к возможным проблемам в Беларуси, особенно на пороге выборов 2015 года. А руководству Беларуси нужно определиться со способами решения этих проблем, причем тянуть никак нельзя. Если проблемы руководству РФ не нужны (а это скорее всего, так как им хватает и Украины), то будет найден способ оставить под тем или иным предлогом эти 1,5 млрд долларов в Беларуси. К тому же вынужденная девальвация в Беларуси создаст дополнительные условия для роста белорусского экспорта в РФ.

Но даже зачисление экспортных нефтепошлин в белорусский бюджет позволит только сводить внешнеторговый баланс, да и то только несколько месяцев. Эти пошлины не решают вопрос с экспортом белорусских товаров. Для роста экспорта необходима сравнимая с российской девальвация или введение специального режима по экспорту (скидки, спецкурс и т.п.). При этом с нынешними процентными ставками плавная девальвация ограничена 100 рублями в месяц. Иначе неизбежен массовый отток рублевых депозитов и повышенный спрос на валюту.

На выплату обязательств по внешнему госдолгу валюту придется искать дополнительно. Но кроме очередного российского кредита под развитие российско-белорусского сотрудничества или нового кредита МВФ вариантов нет. Размещение бондов решением не является – нужно не менее 2-3 млрд долларов, а бонды могут обеспечить не более 1 млрд долларов.

Поэтому можно достаточно уверенно говорить, что курсовая и денежно-кредитная политика в Беларуси в 2015 году будет повторять 2014 год: сохранение высоких ставок на рублевые ресурсы, а размер девальвации будет зависеть от складывающихся обстоятельств.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by.

Как вам новость?
Головоломки