Французам сказочно повезло. Природные богатства и ландшафты этой страны настолько разнообразны, что можно путешествовать, не покидая пределы государства, и каждый раз находить для себя что-то новое.
У французов есть фантастический Прованс, Лазурный берег, Альпы, множество по-своему уникальных городков. Чтобы объездить все, не хватит и нескольких лет ежедневных переездов. За 10 дней своего путешествия мы всего лишь посетили Гренобль, забрались в Альпы, погуляли по улочкам второго по величине города Франции Лиона, повеселились и переночевали в Диснейленде и в завершение прогулялись по столице. В основном по местам, где отдыхают парижане. И даже из этого можно представить какова Франция.
Наш маршрут не панацея. Он составлялся из личных предпочтений, а так, каждый может построить свой личный путь по дорогам по Франции самостоятельно — это просто. Из аэропорта «Шарль-де-Голль» (где приземляется самолет из Минска) в разные города Европы отправляются автобусы и скоростные поезда. В этот раз мы решили передвигаться на электричках. Однако еще есть автобусы, арендные автомобили и другие способы передвижения.
«Электрички» с нашими громыхающими составами ничего общего не имеют. Разве что передвигаются также по рельсам.
Такой способ путешествия был выбран не случайно. Они скоростные. В нашем случае, к примеру, почти 500 километров до Лиона можно преодолеть всего за два часа. И далее 1 час 20 минут до Гренобля. На автомобиле добраться за такое короткое время невозможно. Плюс, зимой возможны обильные снегопады, из-за чего есть риск попасть в многочасовой затор. С поездами в этом отношении проще.
Проездные документы оформляются на сайте SNCF (Société Nationale des Chemins de fer Français, Национальной компании французских железных дорог). Цена вопроса — 155 евро на троих при покупке билета заранее. Дорого? Возможно. Однако надо понимать, что автопутешествие вряд ли получилось бы дешевле: топливо во Франции отнюдь недешево, плюс придется заплатить за пользование автомагистралями и парковками.
Важный момент: оплаченный банковской картой билет необходимо распечатать в автомате на вокзале. А здесь принимаются только карты с чипами. Если такой нет, то решить вопрос можно в Ticket office при предъявлении карты и кода бронирования.
Первый класс поезда сравним по комфорту с бизнес-классом самолета. Широкие кресла с откидывающимися спинками сидений, столики, розетки для «подпитки» гаджетов, туалеты. Питание, правда, в пакет услуг не входит. Желающие подкрепиться могут купить еду в буфете (15-20 евро на троих).
Через 12 часов после вылета из Минска десантируемся в Гренобле. Почему именно этот городок? Все просто. Побывать зимой во Франции и не попасть в горы было бы кощунством. Благодаря своему местоположению между трех альпийских хребтов – с севера Шартрез (Chartreuse), на востоке Бельдон (Belledonne), а на западе Веркор (Vercors) – от Гренобля можно за короткое время добраться до многих горнолыжных курортов. Таким образом, любители скоростных спусков могут совершать однодневные вылазки в различные альпийские деревеньки и не привязываться надолго к одному месту. Благо выбор есть.
Поэтому имеет смысл подыскать отель неподалеку от двух вокзалов: железнодорожный расположен вместе с автовокзалом.
Кроме того, рядом с ними находится и трамвайная остановка. Так что в любой момент можно отправиться куда глаза глядят.
Гренобль со всех сторон окружен горами и поэтому здесь практически нет ветра.
Городок тихий и спокойный, здесь безопасно даже ночью. Удивительно, но даже бездомные выглядят весьма прилично и просят милостыню не только для себя, но и своих собак.
Передвигаться на трамваях по Греноблю особого смысла нет — все в шаговой доступности.
И по какой улице не пройдешь, взгляд обязательно уткнется в горы.
В многих отелях Франции завтрак не входит в стоимость номера. Казалось бы, вышел из гостиницы и иди в любое кафе. Ан нет. Это только в городах, рассчитанных на прием туристов, кухня может начинать работать хоть с 8 утра. А в Гренобле она открывается в 12 и работает до 14. Следующее открытие после 16 часов. Поэтому скудный завтрак в отеле за 8 евро на человека — единственная возможность подкрепиться перед длительной прогулкой. И таким образом 166 евро за три ночи проживания в отеле Logis Institut Hotel превратились в 238.
Будучи в Гренобле надо обязательно взобраться на фуникулере, расположенном на набережной реки Изер, наверх, к крепости Бастилия (Bastille).
С той Бастилией, что прославилась во времена Французской революции, данная крепость ничего общего не имеет. Просто Bastille по-французски это «тюрьма», и так называли все подобные сооружения. К сожалению, фуникулер находится на техобслуживании до конца января, и нам не удалось попасть наверх. Остается поверить тем счастливчикам, кто там побывал — по их отзывам, вид сверху просто необыкновенный.
На берегу Изера находится местный музей.
Вход — 8 евро с человека. Детей пропускают бесплатно.
Здесь понравится как любителям стариной живописи, так и современного авангардного искусства.
В музее находятся оригиналы работ Сальвадора Дали, Пабло Пикассо и нашего соотечественника Марка Шагала.
На небольшой площади музея весьма компактно расположились как картины 16-20 веков, так и современные инсталляции.
Последние очень интересны.
В Гренобле много университетов и, соответственно, молодежи. Это заметно по посетителям музея — здесь много молодых людей, с интересом осматривающих экспозиции. И это здорово.
Для самых маленьких проводятся отдельные экскурсии.
После посещения можно зайти в кафе Le5, оно находится в одном здании с музеем.
Впечатления от города остались самые приятные, это одно из мест, куда хочется вернуться еще раз.
Даже тем, кто ни разу не катался на горных лыжах или сноуборде, имеет смысл подняться в Альпы.
Ближайший от Гренобля горнолыжный курорт — это Villard De Lans. До него час езды на автобусе по серпантину горных дорог.
В действительности они не страшные. Разрешенная скорость 60 км/ч. Так что через час с небольшим доезжаем до небольшой альпийской деревеньки Villard De Lans.
Здесь своя, отличная от больших городов, атмосфера.
Уставшие после склонов лыжники и сноубордисты расслабляются с подогретым вином и сырами. Хамон также отлично подходит под «красное». Такая тарелка с двумя бокалами красного вина и десертом стоит 19 евро.
Сувениры также свои. Хоть и «сделано в Китае».
В лавочках продаются специи и прочие вкусности.
Ну и прочий ширпотреб — куда же без этого. Пара носков взамен промокших — 10 евро.
С этой же станции, куда приезжает автобус из Гренобля, с разной периодичностью (зависит от времени суток) отправляется «шаттл», который перевозит горнолыжников к подъемнику.
Услуга бесплатная.
Мы находимся на высоте тысячи метров от уровня моря.
Ski-pass на день катания стоит 33,5 евро. Шестидневный — 168 евро. На фуникулере буквально за 5 минут поднимаемся еще тысячу метров вверх.
На курорте 34 трассы различной степени сложности (8 зеленых, 9 синих, 9 красных и 8 черных) общей протяженностью 125 километров.
Из-за большой облачности в тот день не удалось снять Альпы во всей красе.
Автобусы из таких мест приезжают в Гренобль обвешанные ледяной «бахромой».
Villard De Lans не единственный горнолыжный курорт, куда можно быстро добраться из Гренобля.
До чуть более «крутого» Альп д’Юэз — два часа. До Шамбери примерно столько же.
Добраться на автомобиле до престижного Шамони можно за 2-3 часа, автобус идет минимум 4. По пути можно заехать в милый городок Анси (Анесси), который еще называют Французской Венецией.
Да от Гренобля и до Швейцарии также два-три часа езды. В общем выбор всегда есть.
Далее наш путь лежит обратно в Лион, где была пересадка с одного поезда на другой по дороге в Гренобль. Поезд прибывает на один из двух городских вокзалов — Gare de la Part-Dieu.
Лион — город, без оглядки, величественный. «Лев», что и говорить. Здесь все спокойно, чисто, без суеты, как будто за всеми наблюдает царь зверей.
Город расположен у подножия Альп, и при хорошей видимости за домами можно увидеть горы.
Лион практически пополам разделяют две реки — Сона и Рона.
На правом берегу Роны в основном расположены спальные районы и офисы.
Жилье в Лионе лучше всего искать именно здесь — будет значительно дешевле, чем в центре. И лучше поближе к метро или остановке троллейбуса.
Например, в районе старого железнодорожного вокзала, возле станции метро Brotteaux можно снять апартаменты с кухней за 50 евро в сутки.
Эта станция метро находится всего в одной остановке от действующего вокзала Part-Dieu.
Центральная часть Лиона расположена на полуострове, начинающемся в месте слияния двух рек. До этого места от старого вокзала максимум полчаса пешком.
Чем ближе к центру, тем величественнее становятся дома.
Перейдя Рону по пешеходному мосту, попадаешь прямиком в торговую зону начинающуюся в 1-м округе города и заканчивающуюся во 2-м, аккурат на площади Bellecour.
Торговые марки, представленные на улицах центра, преимущественно известные у нас. Однако встречаются и такие, о которых ни разу не слышал.
Цены, как и везде во Франции, высокие. При этом на многие товары предлагаются скидки вплоть до 70%.
Прямо на площади Bellecour работает колесо обозрения с открытыми кабинками, откуда весь город как на ладони. За прокатиться вдвоем пришлось отдать 14 евро.
На другом берегу Соны виднеется башня Фурвьер, издалека напоминающая Эйфелеву башню. Это уже территория Старого города.
Там же, на холме Фурвьер, находится базилика Нотр-Дам де Фурвьер, уникальная особенность которой в том, что это два отдельных здания построенные одно над другим.
Добраться до холма Фурвьер можно на фуникулере (по билету на любой городской вид транспорта, стоимость 1,5 евро), либо же преодолеть путь в несколько сотен ступенек вверх по одной из узких улочек-лесенок.
Есть и третий способ: подняться по улочке Saint-Barthelemy montee.
С холма Фурвьер открываются потрясающие виды на центр города.
Французы в Лион едут из-за изысканной кухни. Говорят, что концентрация мест с «высокой кухней» на квадратный километр в Лионе самая большая в мире. Именно в Старом городе располагаются многочисленные рестораны. Многие отмечены звездами Мишлена.
На многочисленных улочках Старого города с утра до вечера работают частные галлереи, где выставляются и продаются уникальные авторские работы — фотографии, картины, скульптуры…
Гуляя по Старому городу, ты не боишься за свой кошелек. В Лионе, так же как и в Гренобле, чувствуешь себя в безопасности.
Здесь мало антисоциальных личностей. А владелец аттракциона готов катать детишек в два раза дольше положенного времени и при этом раздает им шарики. Цена вопроса — 2,5 евро за одни «покатушки». Оптом — дешевле.
Местные жители подчас сетуют на то, что их город не туристический. Да, здесь нет таких людских потоков, как в Париже. А может быть, оно и к лучшему?
В ресторанах вечером свободно. Может быть, потому, что лионцы предпочитают с утра сходить на рынок за свежими продуктами питания?
На таких рынках продается все, начиная от овощей и фруктов и заканчивая столь любимыми французами улитками, устрицами и мидиями.
Надо ли говорить, что свежие морепродукты не сравнятся ни с чем? Улитки можно есть вареными либо запечеными с чесночным соусом.
Устрицы — только сырые и сбрызнутые лимонным соком. Они пищат!
Для мидий в ракушках готовится соус из пассерованного лука и сметаны.
А креветки вкусны и холодными.
Все употребляется с охлажденным белым вином. Коньяк для аперитива и дижестива.
Подобный ужин на четверых потянет на полторы сотни евро, однако в ресторане подобное пиршество обошлось бы минимум в четыре раза дороже.
Знакомство с Лионом подходит к завершению. Город интересный, самобытный и не похожий ни на что другое. Его в полной мере можно назвать комфортным для жизни. Если бы еще местные власти решили проблемы с парковкой — даже в воскресенье, день, когда не работают даже магазины, припарковаться практически не возможно.
В этом отношении больше повезло тем, кто пользуется общественным транспортом.
Схема метро простая для понимания, в нем всего 4 линии.
На линии D лионского метро ходят поезда без машиниста.
Завораживающий аттракцион ехать в первом вагоне и наблюдать впереди «свет в конце тонннеля», за несколько секунд «превращающийся» в интерьер станции.
Билет для заезжего туриста стоит 1,5 евро.
Те люди, кто пользуется транспортом постоянно, покупают проездные на месяц — в итоге (как и у нас) это выгоднее.
Завтра утром — переезд в Диснейленд. А затем Париж. О каждом месте будет свой отдельный репортаж.
Благодарим наших партнеров за помощь в организации поездки
Посольство Франции в Республике Беларусь за помощь в организации программы
Управление по туризму Парижа за предоставление гида