Премьера оперы "Царская невеста", одной из лучших опер Николая Римского-Корсакова и признанного шедевра русской музыки, состоится в Большом театре этой весной.
Ни до, ни после этой оперы композитор не создал опер настолько целостных, динамичных в плане развития действия, удачных в раскладке голосов.
После опер-сказок, опер-былин, опер-сказаний, опытов и замечательных открытий в русле деятельности «Могучей кучки» Римский-Корсаков обратился к традициям «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки и русского бельканто.
Созданная на рубеже веков (премьера состоялась в 1898 году), «Царская невеста» отличается глубиной раскрываемых тем, ярким показом настоящих русских характеров, множеством сольных и ансамблевых шлягеров.
«Царская невеста» — опера, которая интересна новым поколениям слушателей прежде всего правдой чувств, — рассказал дирижер-постановщик Николай Колядко. — Душевные муки Любаши, страдания Грязного, доброта и отеческая любовь Собакина, кристальная чистота и жертвенность Марфы… Такие вечные темы, как предательство, любовь взаимная, любовь неразделенная, судьба, власть, разрушающая счастье, раскрыты искренне и сильно, понятны каждому.
А если уйти от бытового понимания сюжета, увидев подлинно трагедийный размах, можно разгадать мистическую тайну этой оперы, сокрытую в прекрасной музыке, чудесных тембровых и динамических характеристиках оркестра, действенном и невероятно мелодичном вокале, драматической игре. Тайну, которая обнажает суть русской души через архетипы русских характеров — сильных, страстных, способных и на душевные муки, и на раскаяние, и на мужественный подвиг, но при этом терпеливых, безропотно смиренных, покорных".
Декорации к "Царской невесте"
Для нашего Большого театра опера «Царская невеста» имеет особое значение: она была в числе тех постановок начала 30-х годов ХХ века, с которых начиналась история театра. Спектакль-легенда 1950 года, пережив знаменитую «Аиду», прожил на сцене почти 60 лет.
Четвертое прочтение одного из самых популярных текстов русской оперной традиции, спектакль-размышление об особенностях взаимоотношений человека и власти, об особом ощущении истории представят: дирижер заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, режиссер Михаил Панджавидзе, хормейстер народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художники Александр Костюченко (сценография) и Нина Гурло (костюмы).
В спектакле заняты ведущие солисты Большого театра Беларуси: народные артисты Беларуси Владимир Петров и Василий Ковальчук; заслуженные артисты Республики Беларусь Владимир Громов, Оксана Волкова, Александр Кеда; дипломаты и лауреаты международных конкурсов Наталья Акинина, Андрей Валентий, Татьяна Гаврилова, Екатерина Головлева, Елена Золова, Эдуард Мартынюк, Виктор Менделев, Алексей Микутель, Павел Петров, Станислав Трифонов, Оксана Якушевич и другие.
«Царская невеста» — одна из самых драматических и даже трагических русских опер, — отметтила хормейстер-постановщик Нина Ломанович, — потрясающая яркими партиями, душевностью и какой-то особенной естественностью мелодий, великолепными стилизациями народных песен и хоров. То, что происходит в этой опере, — сама жизнь, здесь нет ничего выдуманного.
Кроме того, российская история настолько богата, необычна, насыщена событиями, что всегда интересно это увидеть и узнать, в том числе и на оперной сцене".