В Минске обсудили, как преодолеть разногласия между ЕС, Россией и странами Восточной Европы

Политика добрососедства Европейского союза в последние десять лет не всегда отвечала ожиданиям. Об этом на круглом столе в Минске «Минский диалог 2015. ЕС, Россия и страны Восточной Европы: как преодолеть разногласия?» 27 марта заявила глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора. При этом, отметила она, за это время возросла нестабильность в регионе: был кризис в Грузии, разразился конфликт в Украине.

Все это привело к необходимости переоценки и изменения политики соседства. Посол добавила также важность учитывать различия в вовлеченности стран "Восточного партнерства" в политику добрососедства, некоторые страны проявляют больший интерес, некоторые – меньший. Повлиял на страны-соседи ЕС и недавний экономический кризис, сказала она, сообщает корреспондент Телеграфа.

«Партнеры хотят видеть не только долгосрочные выгоды, но и краткосрочные», — подчеркнула Майра Мора.

«Необходимо пересмотреть нашу политику соседства и используемые инструменты в разных сферах, чтобы в будущем она более эффективной и для ЕС, и для партнеров. ЕС должен более ясно представлять свои цели и ожидания, признать, что партнеры серьезно отличаются, что у них различные ожидания и цели», — сказала дипломат, добавив, что партнерство может быть успешным, если оно будет партнерством равных.

«ЕС хочет стабильности и безопасности и наши партнеры хотят того же», — отметила посол.

Мошес: результаты политики добрососедства ЕС за 10 лет не впечатляют

Такое мнение высказал программный директор программы «Восточное соседство ЕС и Россия» Финского института международных отношений Аркадий Мошес. По его словам, ситуация далеко от того, чтобы страны на юг и восток от ЕС были процветающими и безопасными. Причины этого он связывает с использованием ЕС неадекватных механизмов, которые основывались на неправильной аналитике. «Если ты не знаешь куда идешь, вряд ли достигнешь цели», — заявил эксперт.

По мнению Аркадия Мошеса, сегодня Запад вряд ли сможет делать то, что мог делать десять лет назад. Причин этого несколько: отказ России от европейского выбора; нежелание стран-соседей ЕС соблюдать практики, которые предлагает ЕС; экономическое и геополитическое ослабление Запада.

Угловым камнем новой политики ЕС в отношении стран-соседей аналитик призвал сделать принцип «больше за большее». Кроме того, считает он, не стоит ожидать многого.

Конончук: Российская агрессия полностью изменила ситуацию

Схожие причины неудач европейской политики добрососедства назвал и глава департамента Украины, Беларуси и Молдовы Центра восточных исследований Польши Войцех Конончук. В частности, он отметил ограниченную возможность ЕС влиять на политику стран-соседей, ограниченную волю местных властей или ее полное отсутствие для проведения необходимых реформ и ревизию российской политики. «Российская агрессия в Украине полностью изменила ситуацию», — добавил он.

В качестве рекомендаций эксперт предложил использовать более последовательный подход к странам-соседям. По его мнению, ЕС должен понять, что трансформация стран Восточного Партнерства не имеет аналогий, а опыт Польши, Чехии и Венгрии для них во многом не подходит. Кроме того, он также призвал к принципу «больше за большее» — бонусы за большую вовлеченность в процесс реформ.

“Если мы хотим быть эффективными, значит мы должны быть готовыми к издержкам, в том числе в отношениях с Россией. Но я не уверен, что мы готовы платить за эти издержки”, — заключил Войцех Конончук.

Русакович: есть два варианта развития событий

Председатель совета белорусского Центра изучения внешней политики и безопасности Андрей Русакович полагает в предлагаемых новых подходах ЕС (учет ценностей и устремлений стран-партнеров, равноправии и поиске взаимовыгоды) можно увидеть снижение роли политики продвижения европейских ценностей и приостановление процессов расширения.

При этом он отметил, что кризис в восточноевропейском регионе является не только следствием недостатков и упущений со стороны, но и политики и стран региона, а также России. В будущем он видит два варианта развития событий в странах Восточного партнерства.

Первый вариант включает партнерство всех участников, в том числе между ЕС, Россией и Евразийским союзом вплоть до реализации глобального экономического проекта от Лиссабона до Владивостока.

Второй вариант предусматривает конфронтацию по линиям ЕС-ЕАЭС и НАТО-РФ. «В этом случае будет довольно сложная ситуация, при которой в том или ином виде в противостояние будут втянуты все страны. Будет жесткая конкуренция. Возможно, странам придется делать ясный выбор геополитической ориентации по принципу «или-или» или же объявлять нейтральный статус. Под вопросом будет социальное и экономическое развитие стран региона», — заключил Андрей Русакович.

Скриба: хорошие цели при дефиците формы

Исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики России Андрей Скриба назвал проблемой политики добрососедства ЕС «дефицит формы» при хорошей цели. «Что хочет достичь ЕС, понятно: поделиться опытом интеграции, построить пространство стабильное и успешное. И это здорово. Но сами страны-соседи отнеслись к этому очень своеобразно», — добавил он.

По его мнению, в странах ВП все эти инициативы превратились в предмет политических спекуляций, когда политики, понимая, что сближение с европейскими стандартами сложно и длинно, говорили абсолютно другое. Результатом этого стал большой диссонанс между тем, что обсуждалось на высшем уровне, и говорилось внутри стран.

«Изменилось и пространство соседства. Российский фактор не может не учитываться. Может ли ЕС построить стабильное и безопасное пространство, ведя диалог только с соседями без России? Это риторический вопрос. Есть предел, за которым возникает нестабильность, которую все равно приходится решать с помощью диалога с Россией», — считает участник дискуссии.

Андрей Скриба также отметил, что ЕС в реализации целей не хватает ответственности, а стремление «побыстрее достичь успеха и отчитаться привело к той нестабильности и к тому, что политика должна быть пересмотрена». По его мнению, ЕС необходимо усиливать форму и диалога с Россией, однако в условиях сильного скептицизма по поводу отношений с РФ в ряд стран-членов Евросоюза, возможность этого неясна.

Как вам новость?