17. 04. 2015

Большой театр представляет программу ко дню рождения Петра Чайковского

25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского. К юбилею музыкального гения Большой театр Беларуси приурочил показ его лучших оперных и балетных спектаклей из своего репертуара. С 23 по 26 апреля будут представлены оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» и балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история».

В эти же дни театр готовит специальную музыкальную программу, посвященную 175-летию классика. Перед каждым из юбилейных спектаклей молодые музыканты симфонического оркестра театра исполнят для зрителей избранные, любимые всеми произведения Чайковского.

Еще до того как откроется театральный занавес и начнется спектакль, зрители смогут погрузиться в мир звуков и музыкальных образов самого популярного в мире русского композитора, музыка которого сопровождает нас с детства.

Перед каждым спектаклем молодые музыканты симфонического оркестра театра исполнят для зрителей избранные, любимые всеми произведения Чайковского.



В течение четырех вечеров, с 23 по 26 апреля, 18 талантливых молодых исполнителей, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, представят публике программу, которая охватывает как произведения для инструментов соло (скрипка, виолончель, валторна, тромбон), так и для инструментальных ансамблей. Специальную программу для выступления и оригинальные аранжировки подготовил секстет духовых и ударных инструментов "А.М.А.D.I.S. BRASS".

Музыканты исполнят пьесы из фортепианного цикла «Времена года», «Детского альбома»,  «Сентиментальный вальс»,  «Ноктюрн», Струнный квартет № 1 Ре мажор и др. Зрители услышат, как популярные произведения звучат в переложении для таких инструментов, как валторна или тромбон.

Концерты в театральном фойе станут настоящим подарком для зрителей, пришедших на спектакли, и своеобразным музыкальным приношением классику.

23 апреля будет показана опера-символ русской культуры, в которой поэзия Пушкина гармонично слилась с прекрасной музыкой Чайковского, непревзойденный образец лирической оперы, произведение, которому «все возрасты покорны», один из уникальнейших культурных феноменов — «Евгений Онегин».

«Про музыку я Вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно…», – признавался Чайковский.

И, пожалуй, ни одна опера в истории русской музыки, не известна слушателям больше, чем «Онегин».

Без «Онегина» невозможно представить и историю Большого театра Беларуси.

Впервые эта опера была поставлена в 1933 году на сцене БГТ-1 и неоднократно представала в разных дирижерских интерпретациях (И. Гитгарца, М. Шнейдермана, Н. Балазовского, Т. Коломийцевой, Н. Колядко) и режиссерских версиях (О. Борисевич, П. Златогорова, О. Моралёва, В. Шишова). Дирижер-постановщик нынешней постановки — народный артист Беларуси Александр Анисимов, режиссер новой редакции — Александр Прохоренко, хормейстер-постановщик — народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник-постановщик – Дмитрий Мохов.

Александр Прохоренко, режиссер новой редакции отмечает: «Если роман в стихах Пушкина — это энциклопедия русской жизни, то Чайковский, безусловно, сосредоточился на лирической составляющей произведения. Опера «Евгений Онегин» вся посвящена любви, наполнена светом, теплом и глубокой тревогой по поводу бережного отношения к этому чувству. Это то же самое, что и отношение к Богу. Вечная тема любви, общечеловеческих ценностей особенно актуальна сегодня для молодых людей, тем более в нашем мире, где материальная составляющая гораздо важнее, чем духовная».

23 апреля в спектакле примут участие ведущие солисты Большого театра Беларуси: народный артист Беларуси Владимир Петров (Онегин), заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова (Ольга), дипломант международных конкурсов Татьяна Третьяк (Татьяна), лауреаты международных конкурсов Юрий Городецкий (Ленский), Андрей Валентий (Гремин). Дирижер — обладатель медали Франциска Скорины Вячеслав Волич.

24 апреля Большой театр Беларуси пригласит, возможно, на самый знаменитый балет в мире и своеобразный символ классического балетного искусства — «Лебединое озеро».

К балету Петр Ильич Чайковский относился, как к искусству развлекательному, придворному, зрелищному. В то время это было обычным. И потому за сочинение «Лебединого озера» он взялся в основном из-за денег: его материальное положение оставляло желать лучшего. А уж о том, что этому спектаклю будет суждено изменить статус балета в музыкальном искусстве, композитор и не помышлял.

Балет был завершен 10 апреля 1876 года. «При всей моей любви к зрелищам такого рода, — писал Герман Ларош, — я на представлении балета П. И. Чайковского гораздо более слушал, чем смотрел. Музыкальная сторона решительно преобладает над хореографическою. По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… По танцам «Лебединое озеро» — едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».

Первая неудачная редакция «Лебединого озера» в постановке чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера сошла со сцены тихо и незаметно. Но уже последующая, созданная Львом Ивановым и Мариусом Петипа и представленная 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра, стала началом подлинной истории балета и принесла ему невероятную популярность.

За более чем 100-летнюю историю балета многие хореографы пробовали по-своему интерпретировать его фантастические образы. Уже в ХХ веке к «Лебединому озеру» обращались Ваганова и Горский, Лопухов и Бурмейстер, Григорович и Мессерер.

На белорусской сцене «Лебединое озеро» впервые было поставлено в 1939 году. А первой Одеттой-Одиллией стала Зинаида Васильева, воспитанница петербургской школы, ученица Агриппины Вагановой.

В разные годы в главных партиях в спектакле блистали Александра Николаева, Семен Дречин, Лидия Ряженова, Нина Давыденко, Ирина Савельева, Валерий Миронов, Валентин Давыдов, Людмила Бржозовская, Татьяна Ершова, Екатерина Фадеева, Инесса Душкевич, Юрий Троян, Владимир Иванов, Вениамин Захаров. Коллектив театра неоднократно показывал спектакль на гастролях за рубежом. Нынешняя постановка — уже четвертая в истории — была впервые осуществлена в 1986 году. С 2012 года спектакль идет в новой редакции, выполненной балетмейстерами Юрием Трояном и Александрой Тихомировой.

Главные партии в спектакле «Лебединое озеро» 24 апреля исполнят: народный артист Беларуси Игорь Артамонов (Зигфрид), лауреат международных конкурсов Екатерина Олейник (Одетта-Одиллия), Иван Савенков (Ротбард) и Артур Иванов (Шут). Дирижер — Олег Лесун.

25 апреля будет представлена опера «Пиковая дама».

Поначалу сюжет, предложенный композитору его младшим братом Модестом Ильичом, не заинтересовал Чайковского, но в 1889 году директор императорских театров И. Всеволожский все же убедил его написать оперу по повести Александра Пушкина.

Модест Чайковский создал либретто, перенеся события в XVIII век, в эпоху Екатерины Второй, что по сравнению с историей, описанной у Пушкина, оказалось на несколько десятилетий раньше.

Сюжет повести претерпел и другие изменения: Графиня (бабушка Томского) стала бабушкой Лизы; в опере появился новый персонаж — князь Елецкий; Германн был переименован в Германа, а счастливый конец заменен на мистически-трагедийный со смертельным исходом для главных героев.

Петр Ильич Чайковский начал трудиться над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года во Флоренции. Он увлеченно работал над созданием оперы. «Я потерял было совершенно аппетит, сон, бодрое состояние духа, словом, все атрибуты здоровья. Зато я совершил просто подвиг, то есть в семь недель написал большую оперу».

Композитор называл оперу «Пиковая дама» не иначе как шедевром, признаваясь: «Или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле будет мой «chef-d’oeuvre» (с фр. — «шедевр»). Я испытываю в иных местах… такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого».

В России премьера «Пиковой дамы» прошла 19 декабря 1890 года в Мариинском театре, через несколько дней она была поставлена в Киевской опере. 4 ноября 1891 года постановка оперы Чайковского была осуществлена в московском Большом театре и вот уже более ста двадцати лет по праву является репертуарной жемчужиной оперных театров во всем мире.

Большой театр Беларуси также неоднократно обращался к «Пиковой даме».

Впервые на нашей сцене опера появилась в 1934 году в постановке дирижера И. Гитгарца и режиссера Б. Мордвинова. Партию Лизы в спектакле исполнила Лариса Александровская. В дальнейшем народная артистка СССР обращалась к этому произведению Чайковского уже как режиссер.

В 1960 году в содружестве с дирижером Татьяной Коломийцевой Лариса Александровская поставила свою версию «Пиковой дамы». В другие годы над этой оперой работали дирижеры Н. Грубин, В. Мошенский и режиссеры В. Шахрай, О. Дадишкилиани, С. Штейн.

В 2014 году репертуар Большого театра украсило уже седьмое за историю коллектива прочтение знаменитой оперы П. Чайковского в постановке дирижера Андрея Галанова, режиссера Пламена Карталова (Болгария) и художника Александра Костюченко.

Дирижер-постановщик Андрей Галанов рассказывает: «Одной из задач было выразить в спектакле весь глубокий психологизм музыки П. Чайковского. Болгарский режиссер Пламен Карталов предложил свою довольно светскую сюрреалистическую историю.

Мистика окружает спектакль, все, что происходит на сцене, представлено как реминисценция главного героя Германа, в больном сознании которого всплывают, чередуясь, прошедшие события его жизни. Это даже не его мысли, это его состояние души.

И все события разворачиваются как предсмертная ретроспектива: в сознании Германа мелькают и балы, и рассказ Томского о трех картах, и образ Графини, и образ его возлюбленной Лизы. Убежден, что опера «Пиковая дама» П.Чайковского всегда будет интересна и актуальна, ведь за 120 лет с момента написания этого произведения человечество мало в чем изменилось».

25 апреля в главных партиях в спектакле выступят: народный артист Беларуси Сергей Франковский (Герман), лауреаты международных конкурсов Татьяна Гаврилова (Лиза), Станислав Трифонов (Томский), Илья Сильчуков (Елецкий), Елена Сало (Графиня), заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова (Полина). За дирижерским пультом — Андрей Галанов.

Последним в квартете лучших спектаклей Чайковского в репертуаре Большого театра Беларуси 26 апреля на сцену выйдет балет «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история».

Чайковский взялся за написание музыки для будущего балета немедленно по окончании работы над «Пиковой дамой», вырвавшись из атмосферы мрачного мистицизма в светлую сказку. Типичная для композитора тема преодоления зла силой любви и человечности претворяется здесь через детские образы и видения.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Он самозабвенно работал над балетом, находя вдохновение в музыке П. Чайковского и полностью опираясь на разработки М. Петипа, а в каких-то сценах предпринимая собственные хореографические решения — как, например, танец снежных хлопьев.

Судьба «Щелкунчика» была очень противоречивой: успех у публики и недовольство критики оказались лишь началом.

Позже поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом привели ко множеству трактовок этой, казалось бы, простой и ясной сказки.

Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебства в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии.

Первый белорусский «Щелкунчик» зрители увидели в 1956 году в постановке Константина Муллера, дирижером-постановщиком выступила легендарная Татьяна Коломийцева. Шестнадцать лет спустя свою версию балета на классическое либретто Мариуса Петипа представил народный артист СССР и Беларуси лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев в сотрудничестве с дирижером Александром Анисимовым и художником Евгением Лысиком.

«Щелкунчик, или Еще одна рождественская история» — третья по счету постановка волшебной сказки Гофмана на музыку Чайковского на белорусской сцене. Премьера балета состоялась в марте 2013 года. Постановку спектакля осуществили балетмейстер Александра Тихомирова, дирижер — заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, художник Юрий Купер.

Александра Тихомирова, балетмейстер-постановщик: «Лучшие традиции, обращенные к современности и уходящие в будущее — то, что мне хотелось бы выразить в этом спектакле. Быть в традиции достаточно сложно, но способность быть в ней новым возможна и необходима.

Для меня важно, чтобы в «Щелкунчике» прочитывалась его история, поэтика, его романтические корни, но при этом отразилась связь времен, которая угадывается и в художественном решении, и в хореографической трактовке. Отсюда новый вариант названия, в котором есть и предисловие, и дань традиции, и своеобразный эпиграф. «Щелкунчик» — балет многогранный, в нем условность реального мира граничит со сном и фантазией, а самые сокровенные мечты становятся осязаемыми.

Это спектакль о детстве, первой любви и трагедии взросления, которая, на мой взгляд, заложена в музыке П. Чайковского».

Главные партии в балете «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история» 26 апреля исполнят: Яна Штангей (Маша), Егор Азаркевич (Принц), заслуженный артист Республики Беларусь Кравченко (Дроссельмейер). Дирижер — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко.

 

Из почтовой переписки:
- Абрам, по-моему, наши письма вскрывают. Посылаю тебе в этом письме мой волос.
- Изя, всё нормально! Волос получил!
- Абрам, а я его в конверт не клал!

еще

17 ноября в Беларуси пройдут парламентские выборы.

Намерены ли вы участвовать в них?